Сщмч. Василия, еп. Амасийского (ок. 322). Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). Прав. Глафиры девы (322). Прп. Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Сщмч. Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мчч. Николая и Петра (1918).
Деян., 12 зач.,IV, 23–31. Ин., 16 зач.,V, 24–30.
Поминовение усопших воинов1. После литургии совершается благодарственный молебен и лития.
1 Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день во время служения Божественной литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах…», по окончании литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне (см. в «Богослужебных указаниях»).
Кондак священномученика Василия, глас 4:
Царе́во повеле́ние преоби́дев,/ Ца́рство Небе́сное получи́л еси́, Васи́лие,/ в не́мже лику́я,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́,// священному́чениче.
Вся история мировых войн, так или иначе обращавшихся против России, свидетельствует о том, что в справедливой борьбе с агрессорами наша страна всегда побеждала или, выходя из войны, тем не менее сохраняла самоё себя. Мы связываем эти эпизоды мировой истории не только с успехами наших полководцев, нашего оружия, наших солдат, нашего жертвенного народа. Мы связываем эти успехи с милостью Божией, – и это несомненно так. И для того чтобы Господь помогал Отечеству нашему и народу нашему преодолевать трудности, с которыми приходится сталкиваться, мы должны крепко хранить веру в своих сердцах, мы должны дорожить тем, что Господь не отворачивается от народа нашего даже в самые трудные моменты истории. Даже отпадение от веры, которое имело место в послереволюционные годы, не отвратило от Отечества нашего любви Божией, хотя, несомненно, множество жертв Великой Отечественной войны стало ответом на жертвы невинных людей, разрушение храмов и святынь, на временное отступление большинства народа от веры.