Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299). Прп. Ме́мнона чудотворца. Прп. Нектария Оптинского (1928). Прп. Амфилохия Почаевского (1970). Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284–305). Свт. Василия Острожского (1671) (Серб.). Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).
Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач.,XVI, 9–20. Лит. – Деян., 16 зач.,VI, 1–7. Мк., 69 зач.,XV, 43 – XVI, 8.
С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни).
1 Тропарь «Мироносицам женам…» в этот день поется только на утрене на «Бог Господь» (см.: Типикон. Неделя 3-я по Пасце, святых жен мироносиц и Иосифа праведнаго).
Тропарь воскресный 2-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми,/ во гро́бе но́ве, закры́в, положи́,/ но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Ин тропарь Недели жен-мироносиц, глас тот же1:
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2:
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ Воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.
Кондак Пасхи, глас 8:
́Аще и во гроб… (см. в Неделю Пасхи)
У святых отцов мы находим много замечательных слов о женщинах-христианках. Некоторые из них сравнивают женщин с воинами и говорят, что их доблесть – не в физической силе, а в особой силе духа верующей христианки. Наверное, особым образом эта сила духа, эта верность Христу проявилась в нашей стране в послереволюционные годы, когда стали закрываться храмы, когда стали уничтожать духовенство, когда одно заявление о своей православной вере могло закончиться трагически для человека, когда открытое посещение храма было нередко сопряжено с опасностью для жизни или, по крайней мере, для благополучия. Мы знаем, как в эти тяжелые годы, когда мужчины дрогнули и зачастую не осмеливались проявить свою религиозность, их матери, жены, сестры продолжали нести служение жен-мироносиц, которые не убоялись ревущей толпы и стояли мужественно рядом с Крестом своего Учителя и Спасителя.