Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учи́телей Словенских. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1671). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Михаила Белороссова пресвитера (1920); сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940).
Утр. – Ин., 36 зач.,X, 9–16. Лит. – Деян., 27 зач.,X, 44 – XI, 10. Ин., 30 зач.,VIII, 21–30. Равноапп.: Евр., 318 зач.,VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач.,V, 14–19.
День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла, глас 4:
́Яко апо́столом единонра́внии и слове́нских стран учи́телие,/ Кири́лле и Мефо́дие богому́дрии,/ Влады́ку всех моли́те,/ вся язы́ки слове́нския утверди́ти в Правосла́вии и единомы́слии,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла, глас 3:
Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник богопозна́ния нам источи́вших,/ из 1него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем вас, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих// и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.
Величание равноапостольных Мефодия и Кирилла:
Велича́ем вас,/ святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле,/ вся слове́нския страны́ уче́ньми свои́ми просвети́вшия// и ко Христу́ приве́дшия.
Cвятые Кирилл и Мефодий соприкоснулись с цивилизацией, совершенно отличной от христианской цивилизации Византии, – это был тотальный духовный, культурный, идеологический вызов. И для того чтобы принять этот вызов, войти внутрь неведомой и, конечно, враждебной культурной среды, они изобретают невероятно действенный ключ, который помогает им не только открыть дверь, но и войти в чуждую им культурную среду. Они создают азбуку, они создают письменность для славян, которые письменностью не обладали. Можно себе представить, как изменилась после этого жизнь славян. Они обрели очень эффективный инструмент коммуникации. Изменился стиль жизни, появились новые культурные цели и задачи, и вместе с этим духовным и культурным деланием возникла необходимость обратиться к слову Божиему, читать его и воспринимать таящиеся в нем Божественные истины.