Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913). Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (1989). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V), и Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Румын.). Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе). Сщмч. Петра Попова пресвитера (1937); мц. Евдокии Мартишкиной (1938).
Утр. – Ин., 35 зач. (от полý),X, 1–91. Лит. – Деян., 29 зач.,XII, 1–11. Ин., 31 зач.,VIII, 31–42. Свтт.: Евр., 318 зач.,VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач.,V, 14–19, или сщмч.: Евр., 335 зач.,XIII, 17–21. Ин., 36 зач.,X, 9–16.
1 Чтения сщмч. Ермогена (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
Тропарь святителей Епифания и Германа,глас 4:
Бо́же оте́ц на́ших… (см. приложение 2)
Кондак святителей Епифания и Германа, глас 4:
Священнонача́льник чу́дную дво́ицу восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу,/ с Ге́рманом Боже́ственнаго Епифа́ния:/ си́и бо попали́ша безбо́жных язы́ки,/ догма́ты прему́дрейшия возло́жше всем,// правосла́вно пою́щим при́сно благоче́стия вели́кое та́инство.
Тропарь священномученика Ермогена, глас 4:
Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Москва́ ра́дуется,/ и с ним Русь Правосла́вная ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в явле́нии честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Ермоге́на,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́ светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас, я́ко предста́тель наш, вели́кий Ермоге́не.
Кондак священномученика Ермогена, глас 6:
Темни́цею и гла́дом изнуря́емь,/ да́же до сме́рти ве́рен пребы́л еси́, блаже́нне Ермоге́не,/ малоду́шие от серде́ц люде́й твои́х отгоня́я/ и на о́бщий по́двиг вся призыва́я./ Те́мже и нечести́вых мяте́ж низложи́л еси́ и страну́ на́шу утверди́л еси́,/ да вси зове́м ти:// ра́дуйся, засту́пниче Росси́йския земли́.
Сегодня мы слышали Евангельское чтение (см. Ин. 8, 31–42), в котором приводятся замечательные слова Спасителя, обращенные к иудеям, но ими не понятые. Он сказал: Познайте истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечают: Мы дети Авраама и никогда ни у кого в рабстве не были. О какой свободе Ты говоришь? Тогда Господь объясняет им, о какой свободе идет речь, – о том, что существует высшая, абсолютная свобода, свобода от греха. Это не внешняя свобода, не та свобода, которую обрел апостол Петр (см. Деян. 12, 1–11), не та свобода, которой лишились новомученики, но свобода внутренняя, которая есть путь в Царствие Небесное. Внутренняя свобода делает человека свободным вне зависимости от внешних обстоятельств, и те, кто не предал Христа, в том числе на краю Бутовских рвов, были свободны, несмотря на страшное насилие, несмотря на непреодолимую силу зла и жестокости.