Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363). Мч. Димитрия (ок. 307). Сщмчч. Николая Щербакова и Петра Конардова пресвитеров, Никиты Алмазова диакона и мч. Григория Долинина (1937). Купятицкой иконы Божией Матери (1182).
1 Сол., 271 зач.,V, 1–8. Лк., 80 зач.,XVI, 1–9. Мчч.: Еф., 233 зач.,VI, 10–17. Лк., 64 зач.,XII, 8–12.
Начало Рождественского поста.
Тропарь мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, глас 5:
Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик/ сте́ну необори́му нам дарова́вый, Христе́ Бо́же,/ тех моли́твами сове́ты язы́ков разори́,/ Це́рковь Святу́ю укрепи́,// я́ко Еди́н Благ и Человеколю́бец.
Кондак мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, глас 2:
С высоты́, му́дрии, благода́ть прие́мше,/ су́щим во искуше́ниих предстои́те, всехва́льнии./ Те́мже отрокови́цу, святи́и, от сме́рти го́рькия изба́висте,// вы бо вои́стинну есте́ Еде́су сла́ва и ми́ру ра́дость.
Размышляя на тему Евангельского чтения о расслабленном (см. Мк. 2, 1–12), святитель Григорий Палама говорит, что для исцеления нужны помощники, ведь расслабленного принесли четверо, а затем перечисляет этих четырех. Первый и самый важный помощник – это осознание греховности и ошибочности своего жизненного пути. Если осознание этого не приходит, то и сконцентрироваться на важных целях внутренней духовной жизни не удастся. Второй помощник – это исповедь, это раскаяние в своих грехах. Ведь мало осознать грехи – нужно от них избавиться. Третий помощник – это твердое обещание действительно избавиться от своих слабостей. А четвертый помощник – это молитва, без которой ничего не получится. Таким образом, святитель, который учил о нетварной Божественной энергии, спасающей человека, говорит, что необходимо предпринять с нашей стороны, чтобы эта энергия помогла нам достичь поставленной цели.