Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850). Прп. Льва Оптинского (1841). Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших1. Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I). Сщмчч. Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).
Флп., 238 зач.,I, 20–27. Лк., 41 зач.,IX, 7–11. Ап.: Деян., 20 зач.,VIII, 26–39. Лк., 50 зач.,X, 1–21.
1 Единая память просиявших в Оптиной пустыни преподобных, мучеников и исповедников установлена в день празднования Собора преподобных Оптинских старцев (11/24 октября) по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 27 октября 2016 года. Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 31 января 2018 года.
Тропарь апостола Филиппа, глас 3:
Апо́столе святы́й Фили́ппе… (см. приложение 2)
Кондак апостола Филиппа, глас 4:
Язы́ков лове́ц пречу́дный/ и ученико́в Христо́вых собесе́дник,/ апо́столов предызбра́нный,/ Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т бога́тство,/ покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия./ Тем согла́сно зове́м ему́:// спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.
Тропарь преподобнаго Феофана, епископа Никейского, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Феофа́не прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобнаго Феофана, епископа Никейского, глас 2:
Возгреме́в Христо́во Боже́ственное Воплоще́ние,/ безпло́тныя враги́ до конца́ обличи́л еси́,/ чу́дне Феофа́не./ Сего́ ра́ди вси ве́рно и благоче́стно вопие́м ти:// моли́ непреста́нно о всех нас.
Мы живем во времена, когда враг рода человеческого внушил людям, что единственно правильным образом мысли является абсолютное сомнение во всем, даже в самых очевидных вещах. Конечно, вы все слышали о таком понятии, как постмодернизм. Его смысл заключается в том, что мы живем в эпоху отсутствия абсолютных истин. Любая идея может быть провозглашена истиной, даже если она входит в противоречие с тем, к чему привыкли люди, что они знают, на чем основывалась жизнь их отцов, дедов, предшествовавших поколений. Истины нет, а значит, нет и праведности, нет и благости. И рассуждают современные люди примерно так: «Для тебя это добро, а для меня – зло. Для тебя это праведность, а для меня – безобразие. Для тебя это истина, а для меня – заблуждение». Как же Церковь поддерживает в людях понимание того, что есть добро, а что зло? Очень просто. Церковь апеллирует к высочайшему авторитету, когда говорит об истине, – потому что другого авторитета, кроме Божественного, нет. Церковь говорит о той благости, которая и является таковой в очах Божиих. Церковь говорит о той праведности, которую определяют не человеческая мода, стиль, политика или финансовая мощь. Она говорит о той праведности, которая и является таковой в очах Божиих. А что же истина? Боже, сколько сегодня «истин»! Каждый, выступая, полагает, что провозглашает истину. Но истина только одна – это истина, которая является таковой в очах Божиих.