Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня Преставление свт. Иоанна Златоуста (407). Леснинской иконы Божией Матери (1683).
Утр. – Ин., 42 зач. (от полý),XII, 28–36. Лит. – 1 Кор., 125 зач.,I, 18–24. Ин., 60 зач.,XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35.
День постный. Перед всенощным бдением Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол. На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене полиелей (по традиции, совершается в алтаре). Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия» (поется в алтаре; там же читается Евангелие). После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, Пречестны́й Крест Господень». После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему. В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста (см. Типикон, 14 сентября; Минея Праздничная. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002). В конце утрени и на литургии отпуст: «Христо́с, и́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Мáтере, си́лою Честнáго и Животворя́щаго Крестá…»1. На литургии антифоны праздника, вхо́дный стих: «Возноси́те Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию но́гу Его, яко свято есть». Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́… Таин еси…» (до отдания). Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. С этого дня до отдания Воздвижения на литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклони́мся… Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся…». Крест относится в алтарь по отпýсте литургии в день отдания праздника.
1 Существует практика отпуст на Воздвижение начинать словами: «Воскресый из мертвых…».
Тропарь праздника, глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Кондак праздника, глас 4:
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спасл еси́// от рабо́ты вра́жия.
Задостойник, глас 8:
Велича́й, душе́ моя́,// Пречестны́й Крест Госпо́день. Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже Кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во./ Тем, ны́не возноси́му,// покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем.
Скорбящему человеку всегда тяжело. Ему нужно найти силы, которые бы его поддерживали. И наверное, самой великой силой является сила Креста Господня. Каждый, кто потерял здоровье, кто ущемлен в своих правах, у кого проблемы с работой, – возьмите в руки Крест Господень и осознайте, что Сын Божий стал Сыном Человеческим и по Божественной воле пострадал ради людей. Но есть еще что-то, что способно укреплять нас в наших скорбях. Если Христос Сам страдал, если Он прошел через опыт самых тяжелых страданий, которые закончились смертью, значит, все те, кто скорбит и страдает, – родственные Ему души. Они с Ним соединяются через эти страдания. В страдании человек обретает особую связь с Богом, и это знает почти каждый. Замечательно, что Господь, принявший на Себя лютые страдания, всегда с теми, кто страдает, с теми, кто скорбит, и Он особенно слышит молитвы, которые проистекают от сердца, надорванного болью.