Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия св. Иоанна Златоуста. Утр. – Мф., 83 зач., XXI, 1–11, 15–17. Лит. – Флп., 247 зач., IV, 4–9. Ин., 41 зач., XII, 1–18. На трапезе разрешается рыба. На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне». «Воскресение Христово видевше» не поется. После Евангелия во время 50-го псалма совершается каждение ваий, читается молитва на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех…», затем окропляются вайи святой водой с произнесением слов (трижды): «Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Канон и катавасия праздника. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни и ектении – «Свят Господь Бог наш» и сразу хвалитные псалмы (со слов «Всякое дыхание…») и стихиры на хвалитех. В конце утрени и на литургии отпуст: «И’же на жребя’ти о’сли се’сти изво’ливый, на’шего ра’ди спасе’ния, Христо’с, И’стинный Бог наш…». На литургии антифоны праздника. Входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам». Поется Трисвятое. Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона «Бог Господь, и явися нам, составите праздник…».
Тропарь праздника, глас 1:
Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе, Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Ин тропарь праздника, глас 4:
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Кондак праздника, глас 6:
На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление/ и детей воспевание приял еси, зовущих Ти:// благословен еси, Грядый Адама воззвати.
Величание:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ осанна в вышних,/ и мы Тебе вопием:// благословен Грядый во имя Господне.
Задостойник, глас 4:
Бог Господь, и явися нам./ Составите праздник,/ и веселящеся приидите, возвеличим Христа,/ с ваиями и ветвьми, песньми зовуще:// благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.
Сегодня мы празднуем событие евангельской истории, которое имеет очень большое значение для духовной жизни человека и исполнено великих и непреходящих смыслов, – Вход Господень в Иерусалим. Народ, пораженный тем, что Бог во Христе воскресил из мертвых Лазаря, собрался для торжественной встречи великого чудотворца, шедшего из Вифании в Иерусалим. Как свидетельствует евангельский текст, люди постилали свои одежды, срезали ветви деревьев, бросали их под ноги Спасителя и кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Встречали Его почти как полководца, возвращающегося с победой, хотя Спаситель не вел себя как триумфатор, но смиренно, как простой паломник, ехал на осле, не проявляя никаких встречных чувств. Евангелие не оставляет сомнений в том, что Христос был равнодушен к проявлениям человеческого восторга, к человеческой славе. Наверное, не только потому, что знал: буквально через пять дней те же, кто кричит ему «Осанна!», будут с не меньшим энтузиазмом кричать: «Распни Его!», – но еще и потому, что человеческая слава нечто скоропреходящее, словно некий мираж.