Великий Вторник. Прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404–1405). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия Заварина пресвитера (1938). Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 90 зач., XXII, 15 – XXIII, 39. Лит. – Мф., 102 зач., XXIV, 36 – XXVI, 2. Порядок службы, как в Понедельник. На утрене двупеснец.
Тропарь, глас 8:
Се, Жених… (см. в Великий Понедельник)
Кондак Великого Вторника, глас 2:
Час, душе, конца помысливши,/ и посечения смоковницы убоявшися,/ данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная,/ бодрствующи и зовущи:// да не пребудем вне чертога Христова.
Ексапостиларий:
Чертог Твой… (см. в Великий Понедельник)
Этот день посвящен воспоминанию о событиях, которые произошли в Иерусалиме после торжественного входа в город Господа и Спасителя. Во вторник, поучая собравшихся вокруг Него, Он предложил удивительную притчу о десяти девах (Мф. 25, 1–12). О тех, что были разумными и, взяв с собой елей, наполнили им светильники и вошли в чертог брачный, и о девах неразумных, которые не позаботились взять елей и потому не могли возжечь свои светильники. Они вынуждены были идти и где-то покупать елей, но, когда вернулись к чертогу, его двери уже были закрыты. Эта притча о том, что ждет всех нас за гробом, когда мы предстанем пред Господом. Существует только один «билет» на вход в это неведомое для нас Божие Царство – это наши добрые дела. Это тот самый елей, который наполнил сосуды мудрых дев, и с горящими светильниками они вошли в Божественный чертог.