Светлое Христово Воскресение. ПАСХА Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия св. Иоанна Златоуста. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25. Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпуст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш…». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня (предстоятель и сослужащее духовенство совершают утреню 1-го дня Пасхи в полном облачении) возгласом «Слава Святей…» и пением «Христос воскресе…» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.) При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сущим во гробех живот даровав») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог…» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив…», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня…». На литургии антифоны Пасхи; входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше… Светися…». Причастен «Тело Христово приимите…». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне…», «Видехом Свет Истинный…», «Да исполнятся уста наша…», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе…». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпуст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых…» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы. Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.
Тропарь Пасхи, глас 5:
Христос воскресе из мертвых,/ смертию смерть поправ// и сущим во гробех живот даровав.
Кондак Пасхи, глас 8:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу/ и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый: радуйтеся!/ и Твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.
Задостойник, глас 1:
Ангел вопияше Благодатней:/ Чистая Дево, радуйся!/ И паки реку: радуйся! /Твой Сын воскресе/ тридневен от гроба/ и мертвыя воздвигнувый:// людие, веселитеся. Светися, светися,/ Новый Иерусалиме:/ слава бо Господня/ на тебе возсия./ Ликуй ныне/ и веселися, Сионе./ Ты же, Чистая, красуйся, Богородице,// о востании Рождества Твоего.
Ексапостиларий Пасхи:
Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.
В Неделю Пасхи на вечерне cтихира, глас 2:
Воскресение Твое, Христе Спасе,/ всю просвети вселенную,/ и призвал еси Твое создание,// Всесильне Господи, слава Тебе.
Сегодня великий день, действительно наполняющий радостью нашу жизнь, наши сердца. Пасхальное торжество есть знак Божиего присутствия среди нас, потому что, когда у человека на сердце светло, когда его посещает светлая радость, ее источником является Сам Бог. Возблагодарим Господа, что ныне в нашем Отечестве все больше и больше людей чувствуют Божие присутствие в своей жизни. И как переполнены храмы Святой Руси в эти предпасхальные и пасхальные дни! Как чувствуется этот праздник на улицах наших современных городов, как чувствуется этот праздник даже среди тех, кто совсем редко посещает Церковь! Потому что радость пасхальная – от Бога. Это реальность, долженствующая укрепить и нашу веру, и наше понимание важности всего того, что совершает Господь через Церковь, в том числе через наши немощные силы.