Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Глас 4-й. Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249–251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286–287). Сщмч. Николая Ковалева пресвитера (1937). Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Кол., 257 зач., III, 4–11 (Недели 29-й) 1. Лк., 76 зач., XIV, 16–24 (Недели 28-й) 2. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых праотец. Порядок соединения указан в Типиконе и в Минее 11 декабря.
Тропарь воскресный 4-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь праотцев, глас 2:
Верою праотцы оправдал еси,/ от язык теми предобручивый Церковь:/ хвалятся в славе святии,/ яко от семене их есть плод благославен,/ без семене Рождшая Тя.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Кондак праотцев, глас 6:
Рукописаннаго образа не почетше,/ но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся,/ среде же пламене нестерпимаго стояще,/ Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый,/ и потщися, яко Милостив, в помощь нашу,// яко можеши хотяй.
Слабость веры привела к тому, что в какой-то момент древние израильтяне отказались от того, чтобы Бог ими управлял. Правление, известное в истории как теократия, то есть управление Богом через духоносных мужей, именуемых судьями, сменилось установлением царской власти. И когда к последнему судье, пророку Самуилу, израильтяне обратились с просьбой поставить царя, Господь сказал Самуилу: не тебя они отвергли, но отвергли Меня (1 Цар. 8, 7). Эта история может научить многому и нас, современных людей. Конечно, речь идет не о государственном строе или светском характере государства. Главный принцип, который был включен в жизнь рода человеческого Самим Богом, не должен уходить ни из жизни тех, кто облечен властью, ни из нашей с вами жизни. Никто не должен сказать про нынешнее поколение православных людей, что они от Бога отказались. Тысячелетия отделяют нас с вами от пророка Самуила, но его слова должны запечатлеться в наших умах и сердцах. И каждый из нас должен задавать себе этот ключевой вопрос: «Не предаю ли я своего Господа и Спасителя, своего подлинного Царя и Правителя? Не отказываюсь ли я от Него? Не отдаю ли душу иной силе, чаще всего темной, которая заступает на место светлой силы?»