Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского (380). Мч. Албана Британского (III–начало IV). Мчч. Зинона и Зины (304). Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского (1834) (Румын.). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице). Сщмчч. Феодора Смирнова и Гавриила Архангельского диаконов (1938). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня). Утр. – Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. – Рим., 93 зач., VI, 18–23. Мф., 25 зач., VIII, 5–131.
Тропарь и кондак воскресные 3-го гласа
(см. приложение 1)
сщмч. Евсевия
Тропарь священномученика Евсевия, глас 4:
И нравом причастник… (см. приложение 2.15)
Кондак священномученика Евсевия, глас 4:
Благочестно во святительстве пожив/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси жертвы, святителю Евсевие,/ но яко имеяй дерзновение ко Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
прпп. отцов
Тропарь преподобных отцов Псково-Печерских, глас 6:
Собор святых Псково-Печерских днесь почтим,/ в дебрех лесных обитель чудную основавших,/ и, яко крины, добродетельми процветших,/ и людем правый путь богоподобия указавших,/ молят бо Господа// миру мир даровати и велию милость.
Кондак преподобных отцов Псково-Печерских, глас 2:
Тебе, Богородице/ и Деве Чистей, за вся люди Бога умоляющей,/ обитель Псково-Печерская/ святых своих, яко дар, днесь приносит,/ Твоих же даров богатство кто исповесть,// яко и в рай возвела еси отцы наша.
Может быть, кто-то скажет: а разве есть что-нибудь хуже рабства, даже если это не рабство как понятие античной или средневековой истории, а рабство как потеря самостоятельности? Сегодняшнее апостольское чтение – небольшой отрывок Послания апостола Павла к Римлянам (6, 18–23) – говорит о том, что может быть нечто еще более страшное – когда мы становимся рабами греха. Если человек теряет свободу, если он становится рабом греха, то наступают страшные последствия. Как говорит апостол Павел, вы начинаете делать такие дела, которых сами срамитесь, вам стыдно за то, что вы делаете. Но не только стыд является расплатой за рабство греху. Продолжая свою мысль, апостол утверждает, что полной расплатой является смерть, потому что жизнь во грехе несовместима с жизнью. И если физически человеческий организм может существовать, то его жизнь более не является человеческой жизнью. Жизнь во грехе предполагает следование другим законам, близким к законам животного мира. Человек падает в пропасть со своей богоопределенной высоты. Плод греха, плод рабства во грехе – смерть.
1 Если совершается полиелейная служба в честь Собора преподобных отцов Псково-Печерских, то на литургии – чтения дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.