Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). День Святого Духа Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп. (IX). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа). Еф., 229 зач., V, 8–19. Мф., 75 зач., XVIII, 10–20. Служба только по Триоди. На утрене с великим славословием «Честнейшую» не поем. На литургии входный стих, что и в праздник. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (в остальные дни попразднства прокимен праздника, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их…»). Вместо «Достойно» – «Радуйся, Царице…» (до отдания). Отпуст вечерни, утрени и литургии во все дни до отдания: «Иже в видении огненных язык…». В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.
Тропарь и кондак Пятидесятницы
(см. в Неделю Пятидесятницы)
Молитва Святому Духу (стихира, глас 6):
Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.
Сошествие Святого Духа имеет совершенно особое значение. Дух и так присутствовал в космосе – в творении мира, в человеческой истории. Но через смерть и Воскресение Господа и Спасителя Дух сошел на каждого из апостолов, а через это сошествие, через великое церковное Таинство Миропомазания Святой Дух сходит на каждого человека. Мы все облагодатствованы силой Божией, потому что приняли печать дара Духа Святаго, – ничего подобного не могло быть до пришествия в мир Спасителя, до Его смерти, до Его Воскресения, до искупления от первородного греха рода человеческого. Святой Григорий Богослов, размышляя о Святом Духе, говорит: «Через Него познается Отец и прославляется Сын». Действительно, мы можем Его прославить, будучи свидетелями великой Божественной силы, явленной в Сошествии Святого Духа. Мы можем познавать Господа и Спасителя через Священное Писание, через слова апостольские; каждый может лично переживать присутствие Господа в своей жизни, и это переживание присутствия Спасителя совершается Духом Святым.