Православный календарь на 20 июня 2020 года

Мч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999). Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304–310). Мцц. Валерии (Калерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284–305). Собор святых Ивановской митрополии. Сщмчч. Андроника, архиеп. Пермского, Александра Осетрова, Валентина Белова, Вениамина Луканина, Виктора Никифорова, Александра Махетова, Владимира Белозерова, Игнатия Якимова, Михаила Денисова, Николая Онянова, Павла Соколова, Александра Преображенского, Николая Рождественского, Николая Конюхова пресвитеров и мч. Александра Зуева (1918); сщмч. Петра Кузнецова пресвитера (1919). Рим., 84 зач., III, 19–26. Мф., 20 зач., VII, 1–81. На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408).

сщмч. Феодота

Тропарь священномученика2 Феодота Анкирского, глас 4:

И нравом причастник… (см. приложение 2.15)

Кондак священномученика Феодота Анкирского, глас 4:

Во святителех благочестно… (см. приложение 2.15)

прпп. Афонских

Тропарь преподобных Афонских, глас 1:

Пустыни Афонския отцы,/ Ангелы во плоти,/ исповедники вкупе и преподобныя,/ святители же и мученики в пениих почтим,/ подражающе добродетелем их,/ зовуще согласно и глаголюще:/ слава Прославльшему вы,/ слава Венчавшему вы,// слава в бедах предстатели нам вы Показавшему.

Кондак преподобных Афонских, глас 4:

Онебесившия Гору сию,/ и показавшия в ней житие ангельское,/ и множество монахов собравшия отцы,/ приидите, благохвалим вси, к ним взывающе:/ всякия беды и искушения нас избавите,/ множество преподобных,// Афонская похвало.

Болезненно воспринимая всякое указание на свои собственные грехи, исходящее как со стороны, так и от самих себя, мы с легкостью осуждаем других. По слову Евангельскому, мы видим сучок в глазу брата своего (см. Мф. 7, 3–5); более того, осуждение ближнего влечет за собой некое чувство удовлетворения. Отчего это? Оттого, что, обличая и осуждая другого, мы превозносим себя. Ведь за осуждением всегда таится мысль: «Он это делает, но я-то не делаю! Он говорит плохо, но я-то этого не говорю!» Именно поэтому порок осуждения такой распространенный – мы тешим самих себя, осуждая других.

Богослужебные указания

1 Если совершается полиелейная служба Всех преподобных отцов Афонских, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – чтения Всех преподобных отцов Афонских: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23, и дня.
2 Хотя мученик Феодот не имел священного сана, но «в Уставе этого дня св. Феодот называется священномучеником и епископом; тропарь ему положен тоже священномученический. Поводом к этому могло послужить то, что корчемница св. Феодота была молитвенным храмом и алтарем для иереев, сам он был учителем веры и благочестия и убеждал других к страданию за Христа, так что в некотором отношении исполнял пастырские дела» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 216).


Февраль 2014