Православный календарь на 15 марта 2020 года

Неделя 2-я Великого поста. Глас 6-й. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917) (служба может быть перенесена на субботу, 1 марта). Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 326). Свт. Арсения, еп. Тверского (1409). Мц. Евфалии (257). Мч. Троадия (III). Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440 Италийских (579). Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. – Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16. На утрене катавасия «Отверзу уста моя…». На литургии прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны…» и прокимен свт. Григория, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость…». Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на субботу, 1 марта (ср. Типикон, 24 февраля, 14-я Маркова глава).

Тропарь воскресный 6-го гласа

(см. приложение 1)

Тропарь святителя Григория, глас 8:

Православия светильниче,/ Церкве утверждение и учителю, монахов доброто,/ богословов поборниче непреборимый,/ Григорие чудотворче,/ Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,// молися выну спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория, глас 8:

Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу,/ воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Кондак 2-й Недели Великого поста, глас 4:

Ныне время делательное явися, при дверех Суд,/ востанем убо постящеся,/ принесем слезы умиления,/ милостынями, зовуще:/ согрешихом паче песка морскаго,/ но ослаби, Содетелю всех,// яко да приимем нетленныя венцы.

Второе воскресенье Великого поста на языке церковного устава именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост – это пост, который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали такого состояния, что становились словно источники некоего света. В Церкви возникло движение, участники которого стремились не только понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который отображается в лице человека, в его глазах, – это не простой свет, но явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того, свет является свидетельством присутствия Божественного начала в человеке.

Богослужебные указания


Февраль 2014