Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407). Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308). Мц. Манефы (ок. 308). Утр. – Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9. Лит. – Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
Тропарь святителя Иоанна Златоуста, глас 8:
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя,/ отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоуста, глас 6:
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.
У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: «Со святостью связано великолепие, потому что великолепие – это и есть святость». Каждому свойственно стремиться к великолепию – в той или иной степени, в зависимости от материальных возможностей, от служебного положения, от культуры человека. У каждого есть желание выглядеть достойно, одеваться соответствующим образом, иметь хорошие манеры. Все это правильные усилия, и они не порицаются Церковью, но при одном условии: если стремление сделать красивой свою внешнюю жизнь сочетается с активной работой над внутренним содержанием. Только тогда и будет великолепие, когда великолепный облик будет отражать внутреннее великолепие человека, причем внешнее всегда вторично. Всякий раз, когда мы прикладываем огромные усилия к тому, чтобы достичь внешнего великолепия или хотя бы находиться на каком-то уровне; когда мы вкладываем во все внешнее свои ресурсы, свое время, свои деньги, не стоит ли спросить: а где мое внутреннее содержание в этой выстраиваемой мной системе? Каковы пропорции между внутренним и внешним? И честные ответы на эти вопросы помогут нам избежать ошибок и созидать подлинное великолепие, соприкасаясь с которым люди будут испытывать радость.