Неделя 25-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Апостола и евангелиста Матфея (60). Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Сщмч. Филумена Святогробца (1979). Сщмч. Феодора Колерова пресвитера и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова пресвитеров, прмч. Пантелеимона Аржаных (1937); мч. Димитрия Спиридонова (1938). Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Еф., 224 зач., IV, 1–6. Лк., 53 зач., X, 25–37. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 30 зач., IX, 9–13.
Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак апостола и евангелиста Матфея, глас 4:
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час Судный.
«Ближний» – это очень важное понятие. Обычно мы его распространяем на самых близких, родных людей – это отец, мать, братья, сестры, муж, жена, дети… Но на самом деле понятие «ближний» куда более широкое, и оно должно включать не только родных и близких, но и других людей. И вот возникает вопрос: «Кого же мы должны включать в этот узкий круг, именуемый ближними?» Конечно, каждый поступает по своему разумению, и нередко люди создают видимость того, что тот или иной человек для них ближний. Так делается ради карьеры, материальной выгоды, корпоративных отношений, но на самом деле, на уровне сердца, никакой близости между людьми нет. Это вполне понятно, потому что человек может допустить близко к себе только того, к кому он имеет сердечное отношение. Когда человек становится действительно близким, это даже больше, чем доверие, и в таких отношениях есть своя логика и свой здравый смыл. Но Господь предлагает нам расширить границы круга тех, на кого распространяется понятие «ближний», и связывает расширение этих границ с нашей способностью делать добро. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что ближним для нас становится тот, кому мы делаем добро, кому мы идем навстречу.