Прор. Самуила (XI в. до Р. Х.). Мчч. Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304). Сщмчч. Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); сщмч. Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обретение мощей сщмч. Гермогена, еп. Тобольского (2005). 2 Кор., 189 зач., IX, 12 – X, 7. Мк., 13 зач., III, 20–27.
Тропарь и кондак Успения Пресвятой Богородицы
(см. 15/28 августа)
Тропарь пророка Самуила, глас 2:
Пророка Твоего Самуила… (см. приложение 2.4)
Ин тропарь пророка Самуила, глас 2:
Дар многочестен дан бысть неплодней утробе/ и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему,/ послужив Тому в преподобии и правде,/ тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле,// яко молитвенника о душах наших.
Кондак пророка Самуила, глас 8:
Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу,/ и измлада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне,/ и сподобился еси предбудущая вещати.// Темже вопием ти: радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.
Из Ветхого Завета мы знаем, что в Израиле, который по праву считал себя народом избранным, первоначально не было царей. Древние израильтяне учредили особое служение – служение судей. Не будучи царями, судьи исполняли определенные функции, связанные с управлением государством, памятуя, как и весь народ, о том, что подлинным Правителем, подлинным Царем Израиля является Господь. Но в какой-то момент израильтяне сочли, что жившие вокруг народы, имевшие царей, имевшие достаточно организованную государственность, начинают возвышаться над израильтянами, что особенно чувствовалось во время военных действий. В народе израильском возникла мысль о необходимости иметь царя. Последним судьей был пророк Самуил, и народ потребовал от него, чтобы был избран царь и тем самым закончилось правление над Израилем духоносных мужей, которые, не имея царских полномочий, являлись скорее моральными авторитетами и духовными лидерами. Самуил обратился к Господу с молитвой и услышал ответ: «Они не тебя – они Меня отвергли» (см. 1 Цар. 8, 7–8).