Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Мчч. Адриана и Наталии (305–311). Блж. Марии Дивеевской (1931). Прмч. Адриана Ондрусовского (1549). Сщмч. Петра Иевлева пресвитера (1918); св. Георгия Коссова исп., пресвитера (1928); сщмч. Виктора Элланского пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и св. Романа Медведя исп., пресвитера (1937). Обретение мощей свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (2000). Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524). Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – 2 Кор., 196 зач., XII, 20 – XIII, 2. Мк., 17 зач., IV, 24–34. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
Богородицы
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская, глас 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирская, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего/ и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
мчч. Адриана и Наталии
Тропарь мучеников Адриана и Наталии, глас 4:
Мученицы Твои, Господи… (см. приложение 2.13)
Кондак мучеников Адриана и Наталии, глас 4:
Мученик возсия божественная память/ и земныя озари вся концы светло, с веселием зовущих:// Ты еси мучеников, Христе, радование.
Ин кондак мучеников Адриана и Наталии, глас 4:
Жены богомудрыя Божественная словеса в сердце положив,/ Адриане, мучениче Христов, к мучением усердно устремился еси,// с супругою венец приемь.
Сегодня, прославляя Владимирскую икону, мы снова обращаемся к одной из страниц нашей отечественной истории — а таких было немало, — когда на волоске повисла судьба страны, судьба Первопрестольного града, но Царица Небесная явила Свою милость и избавила город Москву. Как последнюю надежду, Владимирскую икону Божией Матери, которая была принесена во Владимир Андреем Боголюбским, а ранее из Византии принесена на Русь, с благоговением водворили в град Москву. Все погрузились в пост и молитву, потому что никаких других средств больше не было. И молитва пред чудотворным Владимирским образом Божией Матери была столь сильна, что Тамерлан, не доходя до Москвы, принял решение не брать город. Это решение было невозможно объяснить ни политическими, ни военными факторами, ни даже с точки зрения здравого смысла, — так близка была победа над Московией. Но Тамерлан не предпринимает никаких действий и отступает, так что град наш Первопрестольный Москва остался свободным, и мы веруем и исповедуем, что не силой человеческой, но силой Божией, явленной от Владимирской иконы Царицы Небесной.