Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Прмч. Пансо́фия (249–251). Прпп. Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Свт. Герасима, патриарха Александрийского (1714). Сщмч. Михаила Самсонова пресвитера (1942). Иак., 54 зач.,III, 1–10. Мк., 50 зач.,XI, 11–23. Прпп.: Гал., 213 зач.,V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач.,XI, 27–30. С этого дня до предпразднства Сретения Господня поется Октоих; по отдание Сретения, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Сýшу глубороди́тельную землю…».
Тропарь преподобных Павла и Иоанна, глас 4:
Бо́же оте́ц на́ших… (см. приложение 2.31)
Кондак преподобного Иоанна, глас 2:
Возлюби́в, прему́дре, нищету́ неокра́дому,/ роди́телей твои́х бога́тство возненави́дел еси́/ и, Ева́нгелие в рука́х твои́х держа́,/ после́довал еси́ Христу́ Бо́гу, Иоа́нне,// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Кондак преподобного Павла, глас 3:
́Яко свети́ло незаходя́щее мы́сленнаго Со́лнца,/ соше́дшеся, днесь восхва́лим в пе́снех:/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неразу́мия,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́,/ фиве́ев украше́ние,/ Па́вле преподо́бне,// отце́в и по́стников тве́рдое основа́ние.
Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными… Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.