Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прп. Николая монаха (IX). Прмч. Иннокентия Беды (1928); сщмч. Сергия Мечева пресвитера (1942). Литургия св. Василия Великого. На 1-м часе: Евр., 303 зач., I, 1–12. Мф., 2 зач., I, 18–25. На 3-м часе: Гал., 208 зач., III, 23–29. Лк., 5 зач., II, 1–20. На 6-м часе: Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мф., 3 зач., II, 1–12. На 9-м часе: Евр., 306 зач., II, 11–18. Мф., 4 зач., II, 13–23. Лит. – Евр., 303 зач., I, 1–12. Лк., 5 зач., II, 1–20. В этот день 1-й час к утрене не присоединяется, но совершаются отдельно часы навечерия и изобразительны. Блаженны читаются. Литургия св. Василия Великого начинается великой вечерней. Вход с Евангелием. Чтение паримий с пением припевов. Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…». На литургии отпуст: «И’же в верте’пе роди’выйся и в я’слех возлеги’й, на’шего ра’ди спасе’ния, Христо’с, И’стинный Бог наш…». По отпусте литургии клирики перед свещником с зажженной свечой поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.
Тропарь предпразднства, глас 4:
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства, глас 3:
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.
В праздник Рождества Христова мы вошли совершением торжественной Рождественской вечерни. Мы прославляем Господа и Спасителя, во плоти пришедшего в мир. И весть об этом пришествии первыми получили не мудрецы, не цари, не князья, а пастухи, которые пасли своих овец. Именно к ним пришли ангелы (см.: Лк. 2, 1–20). Этот эпизод Священного Писания помогает нам очень многое понять. Почему ангелы пришли не к царям, не к правителям, не к ученым, не к сильным мира сего? Казалось бы, надо было их убедить в пришествии в мир Мессии, чтобы они, опираясь на свои знания, на свою власть, распространяли эту весть по всему миру. Нет, ангелы пришли к беспомощным пастухам, чья власть ограничивалась лишь влиянием на стадо. Но мы знаем, что слово Божие распространилось по всему миру не силой человеческой, не силой знаний и не силой власти, но силой Божией.