Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Свт. Афанасия Полтавского, чудотворца (1801). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV). Прмч. Иеремии Леонова (1918); сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого пресвитеров (1919); сщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова пресвитеров (1938). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Обрезания: Кол., 254 зач., II, 8–12. Лк., 6 зач., II, 20–21 , 40–52. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры праздника Обре́зания 4 и святителя 4, «Слава» святителя, «И ныне» праздника. Паримии. По «Ныне отпущаеши» – тропарь святителя дважды и праздника единожды. На утрене на «Бог Господь» тропарь праздника дважды, «Слава» святителя, «И ныне» праздника. На полиелее величание святителя. Прокимен и Евангелие святителя. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и святителя. 1-й припев: «Величай, душе моя, по закону плотию обре́завшагося Господа». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же во осмы́й день пло́тию обре́затися изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш…». На литургии вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».
Тропарь Обре́зания Господня, глас 1:
На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отцем Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́́ роди́тися на земли́ / от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Кондак Обре́зания Господня, глас 3:
Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, боже́ственный таи́нник Христов Васи́лий.
Тропарь святителя Василия, глас 1:
Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ царское свяще́ние, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак святителя Василия, глас 4:
Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ всем некра́домое госпо́дьство челове́ком,// запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.
Величание святителя Василия
(общее святителя; см. приложение 2.7)
Для того чтобы идти вперед по тому пути, который Бог нам указывает, мы должны ясно понимать подлинные цели и задачи, которые стоят перед Церковью: она призвана спасать человека; не ее задача входить в компромисс с человеческим мудрованием, ее задача – ясно и сердечно выражать то, чему научена Церковь от Самого Спасителя. Мы должны продолжать учить, исцелять, просвещать народ и всю вселенную, ибо это и есть призвание Церкви. И как важно, чтобы церковное самосознание было способно отсекать всякие внешние искушения и соблазны, всегда сохранять церковное единство, поддерживая биение своего сердца, поддерживая жизнеспособность церковного организма! Как важно, чтобы наше церковное сознание было всегда направлено на достижение тех целей, которые Господь поставил перед нами!