Неделя 4-я Великого поста. Глас 8-й. Прп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста). Прп. Иакова исп., еп. (VIII–IX). Прп. Серафима Вырицкого (1949). Свт. Кирилла, еп. Катанского (I–II). Свт. Фомы, патриарха Константинопольского (610). Сщмч. Владимира Введенского пресвитера (1931). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11–18. Лит. – Евр., 314 зач., VI, 13–20. Мк., 40 зач., IX, 17–31. Прп.: Еф., 229 зач., V, 8–19. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.
Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, глас 1:
Пусты́нный жи́тель и в телеси́ А́нгел/ и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Иоа́нне,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Кондак преподобного Иоанна Лествичника, глас 4:
На высоте́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя положи́,/ я́коже звезду́ неле́стную, световодя́щую концы́,// наста́вниче Иоа́нне, о́тче наш.
Многие неверующие, общаясь с людьми верующими, требуют от них доказательств того, что Бог есть. Однажды я был свидетелем диалога одного нашего священника с известным человеком, очень интеллектуальным. Это был достаточно интересный разговор о вере и неверии, но, наверное, не в полной мере было сказано о главном – для того чтобы поверить, нужно быть способным принять сигнал свыше. Ведь каждый знает: если в руках плохой приемник, то не удастся поймать нужную радиостанцию. Будет раздаваться треск из динамика, а никаких слов, никакой музыки не услышишь. То же самое происходит, если кто-то не чувствует в своем сердце веры. Не нужно отказываться от того, чтобы попытаться почувствовать Божественный сигнал. Если мы априори отказываемся и говорим: «Да нет там ничего, сердце мое ничего не чувствует, и наука ничего не доказывает», то действительно, никакой сигнал свыше, никакое прикосновение Божественной благодати человек не воспримет. Но если он скажет: «Вот я, Господи! Даже не знаю, есть Ты или нет, но я открываю свой разум и свое сердце, я смиряюсь перед Тобой, я склоняю перед Тобой свою главу, помоги моему неверию», – то не через гром или молнию, не через явное чудо, но в ответ на эту молитву полуверующего или даже неверующего человека в какой-то момент жизни Господь, несомненно, ответит. И может быть, в самый критический момент, когда больше всего нужна помощь свыше, когда невозможно человеческими силами справиться со скорбью, с болезнью или другими тяжелыми обстоятельствами.