Православный календарь на 4 апреля 2022 года

Седмица 5-я Великого поста. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (362–363). Мц. Дросиды, дщери царя Траяна (104–117). Прп. Исаакия Далматского (IV). На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 – XXXVIII, 6. На веч.: Быт. XIII, 12–18. Притч. XIV, 27XV, 4. По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. На вечерне в понедельник вечера к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона (см. в Триоди в среду вечера 5-й седмицы Великого поста).

Кондак священномученика Василия, глас 8:

Зако́нно тече́ние соверши́в,/ и ве́ру соблю́л еси́, священному́чениче Васи́лие,/ сего́ ра́ди муче́ния венце́в сподо́бился еси́/ и Це́ркве столп непоколеби́м яви́лся еси́,/ Сы́на Отцу́ Собезнача́льна и Ду́ху испове́дав,/ Тро́ицу Неразде́льную,/ Ю́же моли́ изба́витися от бед чту́щим Тя,// да зове́м ти: ра́дуйся, Васи́лие богому́дре.

Главное дело нашей жизни – это покаяние, это молитва к Богу о прощении тех грехов, которые мы помним, и тех, которые нами забыты; тех, которые ранят нашу совесть, и тех, о которых мы не можем с точностью сказать – грех это или нет, ибо совесть наша притуплена, наше нравственное чувство ослаблено. Почему нам нужно оплакивать «окаянного нашего жития деяния»? Почему нужно «полагать начало нынешнему рыданию»? – Только для того, чтобы милосердный Бог простил нам все наши согрешения. Покаяние – это деяние, совершаемое человеком, с сокрушенным сердцем осознающим окаянство своей жизни и греховность своего бытия. Но вместе с тем покаяние есть и Божественное действие, потому что в ответ на нашу молитву, наше раскаяние, при видимом разрешении нас священником, Сам Бог дарует нам прощение и оставление грехов. Сами себя мы не можем простить – здесь не помогут никакие духовные подвиги, никакой пост, никакой аскетизм, никакое молитвенное стояние, – наши грехи прощает только Бог. Его Божественное действие вплетается в наш покаянный подвиг, а потому освобождение от греха – это деяние и человеческое, и Божественное.

Богослужебные указания


Февраль 2014