Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сщмч. Николая Заварина пресвитера (1937). Утр. – Лк., 45 зач., IX, 28–36. Лит. – 2_Пет., 65 зач., I, 10–19. Мф., 70 зач., XVII, 1–9. На трапезе разрешается рыба. Вся служба праздника. На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение». Катавасия «Крест начерта́в…» (также и в отдание праздника). «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Величай, душе́ моя, на Фаворе преобразившагося Господа». В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же на горе́ Фаво́рстей преобрази́выйся во сла́ве пред святы́ми Свои́ми ученики́ и апо́столы, Христо́с, И́стинный Бог наш…». На литургии антифоны праздника. Вхо́дный стих: «Господи, посли́ свет Твой и истину Твою, та мя наста́виста и введо́ста мя в го́ру святую Твою». Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя… Рождество Твое нетленно явися…» (до отдания). Совершается освящение винограда и плодов. Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. С этого дня и по отдание Преображения на литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, преобрази́выйся на горе…». Катавасия в попразднство (кроме первого дня праздника и отдания его): «Ли́цы изра́ильтестии…».
Тропарь праздника, глас 7:
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ Свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Кондак праздника, глас 7:
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рови же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стинну О́тчее сия́ние.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́/ пресла́вное// преображе́ние.
Задостойник, глас 4:
Велича́й, душе́ моя́,// на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода. Рождество́ Твое́ нетле́нно яви́ся:/ Бог из боку́ Твое́ю про́йде,/ я́ко Плотоно́сец яви́ся на земли́,/ и с челове́ки поживе́.// Тя, Богоро́дице, тем вси велича́ем.
Не случайно Господь призвал к ви́дению Его Преображения ближайших апостолов. Наверное, апостол Петр не был бы соучастником этого священного события, если бы не то, что совершилось буквально накануне восшествия на гору Фавор – когда Спаситель, обращаясь в Кесарии к ученикам, спросил: «А за кого почитают Меня люди?» Ученики стали перечислять, за кого, – за одного из пророков, за Моисея, за Илию… Тогда Спаситель спрашивает: «А вы за кого меня почитаете?», и Петр говорит в ответ: «Ты – Христос Божий». Другими словами, Петр исповедует свою веру в то, что Иисус, его Учитель, и есть Мессия и Спаситель мира. Это исповедание веры открывало новую эпоху в отношениях Бога и человека. Чтобы утвердить веру Петра, Иакова, Иоанна, чтобы они еще раз поняли, что исповедание Петрово было действительно отображением Божественной истины, Господь призывает Петра, Иакова и Иоанна на гору высокую – по преданию, на гору Фавор, – и перед ними преображается. Господь являет то, что они исповедовали и без всякого Его преображения, взирая на Него как на Человека, разделявшего с ними повседневную трапезу, шествовавшего с ними по пыльным дорогам Палестины, страдавшего от жары и от холода и вообще уязвимого по Своей человеческой природе. Вот для того, чтобы окончательно утвердить веру апостолов, Господь и преображается перед ними. Для чего это было нужно? Почему надо было утвердить веру апостолов? Да потому что не за горами были Его Крестные страдания, когда в истязаниях Его тела, в распятии Его плоти на кресте люди могли видеть только слабость, только уничижение, только поражение. Чтобы у креста апостолы не усомнились, чтобы их вера была несокрушимой, и преображается Господь пред Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор. Мы знаем, что Преображение не уберегло Петра от страха, но мы знаем, что Преображение, видимо, легло в основу его глубокой веры и привело к покаянию, ведь Петр лицезрел прославленного Иисуса, Учителя, Спасителя мира.