Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Свт. Емилиана исп., еп. Кизического (815–820). Прп. Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Мчч. Елевферия и Леонида. Прп. Григория Синаита (XIV). Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа). Прмч. Иосифа Баранова (1918); сщмчч. Николая Прозорова и Сергия Тихомирова пресвитеров (1930); сщмч. Николая Шумкова пресвитера (1937); сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314). Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – 1_Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 72 зач., XVII, 14–23 [122].
Тропарь и кондак воскресные 1-го гласа
(см. приложение 1)
Кондак святителя Емилиана, глас 3:
До́бляго тя побо́рника по Тро́ице я́вльшася/ Це́рковь сла́вит, пою́щи, Емилиа́не,/ за ню́же пострада́л еси́./ Сего́ ра́ди почита́ем па́мять твою́,// язы́ческаго наше́ствия изба́ви рабы́ твоя́.
Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, глас 8:
́Яко свети́льницы яви́стеся всесве́тлии/ во ото́це окиа́на мо́ря,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вы бо, крест Христо́в на ра́мо взе́мше,/ усе́рдно Тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ отону́ду си́лами чуде́с обогати́стеся./ Те́мже и мы любе́зно притека́ем к ра́кам честны́х моще́й ва́ших/ и уми́льно глаго́лем:// о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, глас 4:
По́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вселе́нней позна́ны сотвори́ вас;/ чудодея́нии разли́чными, богоно́снии, просвеща́ете// ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.
Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, глас 2:
Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ крест, на ра́мо взе́мше, понесли́ есте́,/ боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х иму́ще,/ кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния;/ благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с/ притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших,/ чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду./ Тем зове́м вам:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,// мона́хов удобре́ние.
122 Если совершается полиелейная служба прпп. Зосимы, Савватия и Германа, то на литургии – чтения дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Всякое зло, которое не останавливается добром, продолжает распространяться и действовать среди людей. Если мы на зло ответили злом, да еще посильнее, что происходит? Разве тот, на кого наше зло направлено, остановился, испугался нас? Нет! Зло, которое мы направляем на обидчиков, порождает в них ответное желание ударить еще сильнее, и происходит некая эскалация зла. Иногда люди говорят: «Что с нашим миром? Посмотрите добрые фильмы 50-х или 60-х годов – ведь это наши родители, многие из нас в то время были детьми и юношами! И политические условия в стране были неблагоприятными, и материальные, – но посмотрите на лица в старых фильмах! Ведь это же другие лица!» А это означает, что мы как цивилизация становимся хуже, а не лучше при всех наших потрясающих технических достижениях. Более того, когда человек злой, неспособный на зло отвечать добром, становится сильным – благодаря своему разуму, образованию, власти, техническим средствам, – тогда он становится страшным для окружающих.