Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа). Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII). Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – 1_Кор., 141 зач., IX, 2–12. Мф., 77 зач., XVIII, 23–35. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». Поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются). На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение… Побеждаются естества уставы…» (до отдания).
Тропарь и кондак воскресные 2-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь праздника, глас 1:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́,/ Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Кондак праздника, глас 2:
В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Пренепоро́чная/ Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего,/ и всесла́вное сла́вим// успе́ние Твое́.
Задостойник, глас 1:
́Ангели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася,// ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на не́бо. Побежда́ются естества́ уста́вы/ в Тебе́, Де́во Чи́стая,/ де́вствует бо рождество́/ и живо́т предобруча́ет смерть./ По рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́,/ спаса́еши при́сно,// Богоро́дице, насле́дие Твое́.
Сегодня день кончины Божией Матери. Почему же такой славой и такой радостью овеян этот праздник? Никакой скорби, никаких темных риз, одна только радость. Из всех Богородичных праздников Успение – наиболее торжественный и, может быть, исполненный особого спасительного смысла для всех нас. В чем же дело? А в том, что смерть Богоматери, будучи реальной физической смертью, силой Божественной стала действительно успением, сном. Но ведь слово «успение» мы используем не только тогда, когда говорим о Божией Матери, – мы и о всяком покойнике говорим «усопший». Не мертвый, а усопший, уснувший. Почему же Церковь, а через Церковь вся современная культура, по крайней мере русская, восприняла слово «успение» как обозначающее человеческую смерть, а покойника – как человека уснувшего, усопшего? Только потому, что реально смерти нет. И то, что произошло с Богородицей, с Девой Марией, – это сигнал нам с вами из глубины веков, свидетельство о том, что смерти нет, а есть завершение одного этапа жизни и переход к другому. День перехода от одного этапа к другому и называется успением. Душа человека, его дух не подвержены смерти – в этом и заключается смысл торжества, которое мы сегодня совершаем, вспоминая о кончине Божией Матери.