Неделя 28-я по Пятидесятнице, святых праотец. Глас 3-й. Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца (ок. 348). Прп. Ферапонта Монзенского (XVI). Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (251). Мч. Разумника (Синезия) (270–275). Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. – Кол., 257 зач., III, 4–11 ( Недели 29-й)> [182]. Лк., 76 зач., XIV, 16–24 (Недели 28-й) [183]. Служба святых праотец приводится в Минее 11 декабря[184].
Тропарь воскресный 3-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь праотцев, глас 2:
Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́,/ от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь:/ хва́лятся в сла́ве святи́и,/ я́ко от се́мене их есть плод благосла́вен,/ без се́мене Ро́ждшая Тя.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.
Кондак праотцев, глас 6:
Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще,/ Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый,/ и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.
182 В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.). 183 В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.). 184 12 декабря (ст. ст.), в день памяти свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца, в Уставе указываются следующие литургийные чтения святителя: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Сегодняшняя притча (см.: Лк. 14, 16–24) и учит нас тому, что есть самое главное. Вот Некто – а под этим словом подразумевается Сам Господь – приглашает людей на пир, который Он устроил. Он посылает слугу привести людей на этот пир, но один отказывается, потому что – какая величайшая причина, какое огромное достижение! – купил пять пар волов. Не могу прийти на пир, говорит этот человек посланному от господина слуге, ведь волов испытать надо. А другой? А другой землю приобрел. Нужно же посмотреть на эту землю, как же я пойду на пир, – он тоже отказывается. Ну а третий женился – какой же пир может быть у кого-то еще, когда у меня здесь свое собственное счастье? Эти человеческие оправдания, которые приводятся в притче, можно умножить многократно и приводить еще десятки, может быть, сотни подобных, которые мы себе придумываем, которые мы себе внушаем, когда речь идет о выборе между Божественным и человеческим. Например, выбрать между тем, чтобы посетить храм в воскресный день, или поспать; сделать доброе человеку, который в этом нуждается, или отложить на другой раз. Как много такого рода дилемм в нашей жизни, которые поставляют нас перед выбором, и как важно иметь правильную шкалу ценностей, чтобы всякий раз выбирать так, чтобы не только достигать наших человеческих целей, но чтобы наш выбор мог послужить нашему спасению, нашей вечной жизни!