Прп. Ефрема Сирина (373–379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII). Св. Феодора Богоявленского исп., пресвитера (1933); сщмчч. Игнатия, еп. Скопинского, Владимира Пищулина пресвитера и прмч. Варфоломея Ратных, мц. Ольги Евдокимовой (1938); прп. Леонтия Стасевича исп. (1972). Суморинской-То́темской иконы Божией Матери. 1_Пет., 62 зач., IV, 12 – V, 5. Мк., 57 зач., XII, 38–44. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Тропарь преподобного Ефрема, глас 8:
Слез твои́х тече́ньми… (см. приложение 2.29)
Кондак преподобного Ефрема, глас 2:
Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.
Болезнь человеческой гордыни началась очень давно и постепенно сделалась не только личным духовным недомоганием, но и стала поражать целые цивилизации. Человек занял в жизни общества и цивилизации то центральное место, которое раньше всегда принадлежало Богу. А почему? А потому что, как сказал классик, «человек – это звучит гордо». Но мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). И греховный человек, став в центре цивилизации, в соответствии со своим мировоззрением и в прямой зависимости от своего греха стал устраивать человеческие отношения и собственную жизнь.