Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Мц. Трифены Кизической. Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 января). Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – 2_Тим., 296 зач., III, 10–15. Лк., 89 зач., XVIII, 10–14. Начало Постной Триоди. На утрене по 50-м псалме – «Покаяния отверзи ми двери…» (до Недели 5-й Великого поста включительно). В воскресные дни (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением попразднства Сретения Господня, а также праздников и памятей святых, имеющих бдение или полиелей).
Тропарь воскресный 1-го гласа
(см. приложение 1)
Кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 3:
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви/ и к Нему́ присту́пим, гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся// Бог Сый Отцу́ Собезнача́льный.
Есть одно непременное условие обрести прощение у Бога. Существует грех, который мы и грехом не всегда считаем, – он называется осуждением. Мы осуждаем постоянно – коллег по работе, членов своей семьи, знакомых, соседей. Иногда мы подвергаем людей справедливой критике за их неправильные действия, но чаще всего в осуждении нет рациональной оценки или глубокого анализа. Как правило, мы свой негатив, свое тяжелое состояние выплескиваем на другого. Нам хочется быть непременно лучше, чем он. И в каждом осуждении есть наше превозношение над тем, кого мы осуждаем. «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как тот мытарь», – говорил фарисей, молившийся вместе с мытарем в храме. Вот классический пример осуждения. Не просто «мытарь – плохой человек, Бог ему судья» – так нет, «Бога благодарю за то, что я лучше». Слава Богу, мы не всегда доходим до такого безумия, но очень часто в нашем бездумном и пустословном осуждении просматривается желание сказать самому себе, что я лучше. А если осуждаем вместе с другими людьми того, кого нет среди нас, то это уже коллективный грех, когда уже несколько человек, вспоминая чьи-то слабости, реальные или мнимые, друг перед другом пытаются показать свою значимость и свое превосходство – это самопревозношение, это еще хуже. Вот если мы в грядущем Великом посту по милости Божией освободимся хотя бы от одного греха – не будем осуждать людей, а будем предавать их в руки Божии, в руки Божественной правды, то мы действительно чего-то добьемся в течение предстоящих нам дней Святой Четыредесятницы.