Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Прп. Корнилия Комельского, чудотворца (1537). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (790). Сщмч. Матфия Вознесенского пресвитера (1919); сщмч. Виктора Каракулина пресвитера (1937); сщмчч. Онуфрия, архиеп. Курского, Антония, еп. Белгородского, Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Ипполита Красновского, Николая Садовского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева, Павла Попова, Георгия Богоявленского пресвитеров и мч. Михаила Вознесенского (1938); прмч. Валентина Лукьянова (1940). Деян., 41 зач., XVIII, 22–28. Ин., 43 зач., XII, 36–47 [53]. Начало вечерни, утрени и литургии пасхальное. Окончание и отпу́ст литургии по пасхальному чину[54]. При соединении служб отдания Пасхи и блгв. вел. кн. Димитрия Донского можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…аще случится святаго апостола Иоанна Богослова… во отдание Пасхи».
Тропарь воскресный 5-го гласа
(см. приложение 1)
Кондак Недели о слепом[55]
(см. в Неделю о слепом)
Кондак Пасхи, глас 8:
́Аще и во гроб… (см. в Неделю Пасхи)
Тропарь благоверного князя Димитрия, глас 3:
Вели́ка обре́те в беда́х тя побо́рника земля́ Ру́сская,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже на Дону́ Мама́еву низложи́л еси́ горды́ню,/ на по́двиг сей прия́в благослове́ние преподо́бнаго Се́ргия,/ та́ко, кня́же Дими́трие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак благоверного князя Димитрия, глас 2:
По́двиги твои́ми, свя́те Дими́трие,/ страну́ на́шу Бог сохрани́,/ да́вый тебе́ си́лу непобеди́мую./ И ны́не, предста́телю кре́пкий,/ соблюда́й моли́твами святы́ми/ град твой Москву́ невреди́м// от всех наве́т вра́жиих.
53 Если совершается полиелейная служба блгв. вел. кн. Димитрия Донского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – чтения дня и благоверного князя: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23. 54 В греческой Цветной Триоди в этот день дается также чинопоследование, аналогичное последованию служб пасхальной седмицы, с пением пасхальных часов. 55 Кондак Недели о слепом поется, если служба блгв. вел. кн.
Популярные ныне философия и психология жизни предлагают всяческое удовлетворение все возрастающих потребностей человека. В центре такого мировоззрения всегда сам человек, его «я»: мол, живи ради себя, зарабатывай ради себя или своих близких, трать как можно больше ― и будешь счастлив. Если бы такая философия возобладала в Древней Руси, то ни один князь не пришел бы со своей дружиной защищать Русь и она никогда не возродилась бы. Для того чтобы достойно встречать вызовы современности, мы должны научиться жить иначе: не эгоизм, не потребительство, не чрезмерное обогащение только ради удовлетворения своих потребностей ставить во главу угла, а научиться жить вместе и посвящать жизнь достижению высоких и спасительных с точки зрения Божественного закона идеалов. Тогда вокруг этих идеалов сможет объединиться Отечество наше.