Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й. Прп. Виссариона Египетского, чудотворца (IV–V). Прп. Илариона Нового (845). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). Прп. Рафаила Шейченко исп. (1957). Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец», «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых) и Пименовской (принесена в Москву в 1387 г.). Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)[69]. Служба только по Триоди. С этого дня до 1 августа, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя…».
Тропарь воскресный 8-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь всех святых, глас 4:
́Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак всех святых, глас 8:
́Яко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики,/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
69 В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я).
Преодолевая пределы времени и пространства, Церковь объединяет миры горний и дольний, мир спасенных во Христе святых и мир стремящихся к святости людей. Она открывает нам вечное Царство Божие, полноты которого мы ожидаем в конце времен, но его реальность нам дано ощущать уже здесь и сейчас. Совершая сегодня общее празднование в честь всех святых, от века угодивших Богу, мы торжественно свидетельствуем, что не осталось тщетным ниспослание Святого Духа на апостолов, не стало бесплодным их жертвенное апостольское служение, не были безрезультатными их болезни, труды и самая смерть. Церковь, благодатно рожденная Святым Духом в день Пятидесятницы, принесла первый плод спасительного сеяния – богоносных мучеников, своею кровью засвидетельствовавших жизненность и истинность христианства. Их мы вспоминаем сегодня в первую очередь, именно о них говорится в тропаре и кондаке нынешнего дня. Но столь же справедливо понимать нынешний праздник более широко – как торжество Церкви, реализовавшейся в истории, как подтверждение того, что христиане действительно спасаются во Христе, что всех, кто возжелал святости и чистоты, Дух Святой объединяет в таинственном сообществе святых, которое и есть Церковь.