Православный календарь на 10 марта 2022 года

Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806). Свт. Сильвестра, архиеп. Омского, исп. (1920); сщмч. Александра Виноградова пресвитера, прмц. Мстиславы Фокиной (1938); сщмч. Николая Троицкого пресвитера (1945). На 6-м часе: Ис. II, 11–21. На веч.: Быт. II, 4–19. Притч. III, 1–18.

Кондак святителя Тарасия, глас 3:

Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцев безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие.

Пост, молитва, покаяние, милосердие – это те средства, c помощью которых человек способен духовно преобразить свою жизнь, стать иным. Собственно говоря, цель поста и заключается в том, чтобы мы разорвали цепь нашей обыденной жизни, те оковы, которые связывают нас с прежними привычками, наклонностями, сложившимся образом жизни. Пост вторгается в нашу жизнь – и дисциплиной, связанной с ограничениями в пище, и обычаем как можно чаще посещать храм Божий, присутствовать на богослужениях, достаточно протяженных по времени. Все это не укладывается в обычную жизнь большинства людей. Можно сказать, что пост – некая шоковая терапия, когда необходимо в медицинских целях словно встряхнуть человеческий организм, чтобы он заработал иначе. Пост – это некая встряска нашего сознания, воздействие на нашу волю, на наши чувства, с тем чтобы мы осознали необходимость подлинного изменения своей жизни. Когда мы говорим о том, что пост, покаяние, молитва, милосердие есть средства воздействия на нашу душу, мы как бы выстраиваем программу своей религиозной жизни, причем ту, что нельзя нарушать, – это совокупность обязательных правил. Не может быть подлинной религиозной жизни без покаяния, без осознания своих грехов, а если человек не осознаёт своих грехов, то его нельзя назвать верующим.

Богослужебные указания


Февраль 2014