Преполовение Пятидесятницы. Вмц. Ирины (I–II). Обре́тение мощей прп. Иакова Железноборовского. Прп. Варлаама Серпуховского (1377). Прмч. Ефрема Нового (1426). Икон Божией Матери: Моздокской, Дубенской-Красногорской (XVII) (переходящие празднования в Преполовение Пятидесятницы) и «Неупиваемая Чаша» (1878). Деян., 34 зач., XIV, 6–18. Ин., 26 зач., VII, 14–30. Служба только по Триоди. На великой вечерне вход, паримии. На утрене перед 50-м псалмом – «Воскресение Христово видевше». Каноны праздника. Катавасия – ирмос второго канона. «Честнейшую» не поем. Поется великое славословие. На литургии вместо «Ангел вопияше… Светися…» – «Чужде ма́терем девство…» (также и на отдание; в остальные дни попразднства – задостойник Пасхи). Причастен «Ядый Мою плоть…». В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды.
Тропарь Преполовения, глас 8:
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Кондак Преполовения, глас 4:
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Задостойник, глас 8[46]:
Чу́жде ма́терем де́вство,/ и стра́нно де́вам деторожде́ние:/ на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася./ Тем Тя вся племена́ земна́я// непреста́нно велича́ем.
46 Этот же задостойник поется и в отдание праздника Преполовения, в прочие дни попразднства Преполовения – задостойник Пасхи (см. в Неделю Пасхи).
Как мы себя оцениваем? Что является нашей точкой отсчета? Ведь часто мы оцениваем самих себя по себе. Более того, мы других судим по себе, говорим о человеке, что он хороший или плохой, по-настоящему не зная, что у него в душе. Мы как бы налагаем свой взгляд на мир, свой взгляд на человека, свое личное самопонимание на другого и самих себя делаем неким мерилом истины. Но и о самих себе мы говорим, также сравнивая себя с собой. И часто это сравнение направлено не в сторону критики, в данном случае – самокритики, не в сторону беспощадного анализа, который только и может быть силой, помогающей человеку стать лучше, но чаще всего мы себя оправдываем, мы превозносим себя над другими и говорим: «Ну что уж я так терзаю себя угрызениями совести, если что-то неправильно сделал; а вот тот сосед, или сослуживец, или начальник, или, наоборот, подчиненный, они-то как живут!» И внутренне поставляя себя над другими, превозносясь над другими, мы теряем всякую систему нравственных координат, потому что личность наша не является абсолютным мерилом истины.