Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Прп. Зосимы Верховского (1833). Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII–XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553–555). Мц. Синклитики́и и двух дщерей ее (VI). Свт. Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Прп. Георгия исп. (1959). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября). Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мч. Алексия Нейдгардта (1918); прп. Арефы Митренина исп. (1932); сщмчч. Иоанна Смирнова и Николая Никольского пресвитеров (1937); сщмч. Петра Богородского пресвитера (1938). Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Гал., 203 зач., II, 16–20. Лк., 83 зач., XVI, 19–31. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
Тропарь и кондак воскресные 4-го гласа
(см. приложение 1)
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость», глас 4:
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость», глас 4:
Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице,/ си́лы Твоя́ глаго́лати недосто́йнии:/ а́ще бо Ты не бы предстоя́ла моля́щи,/ кто бы нас изба́вил от толи́ких бед,/ кто же бы сохрани́л доны́не свобо́дны?/ Не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́,// Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых. Стихира, певаемая вместо тропаря, глас 2: Всех скорбя́щих Ра́досте,/ и оби́димых Засту́пнице,/ и а́лчущих Пита́тельнице,/ стра́нных утеше́ние,/ обурева́емых приста́нище,/ больны́х посеще́ние,/ немощны́х покро́ве и Засту́пнице,/ же́зле ста́рости,/ Ма́ти Бо́га Вы́шняго Ты еси́, Пречи́стая:// потщи́ся, мо́лимся, спасти́ся рабо́м Твои́м.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость», глас 6:
Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́:/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.
За сегодняшней Литургией читалось Евангелие от Луки, повествующее в форме притчи о загробной жизни людей. Господь говорит о богатом человеке, который жил, не заботясь о своей душе. У него были средства, он пиршествовал, весело проводил свою жизнь и менее всего думал о том, что будет после смерти. А около его дома лежал нищий Лазарь, который питался от крох, падающих со стола господина. И вот умер богач, умер Лазарь, и богач оказался на темной стороне загробной жизни, в месте, именуемом адом, а Лазарь – на светлой стороне, в Царствии Божием. Из притчи известно, как взмолился богач и просил Лазаря, чтобы тот спустился к нему в бездну и хотя бы омочил его уста водой, потому что богач жаждал и изнемогал. Это повествование – одно из немногих, которое обращает наш взор за горизонт земной, человеческой жизни. Больше, наверное, и сказать невозможно – в силу ограниченности наших возможностей воспринимать весть о вечности; но этого достаточно, чтобы помочь нам всем понять, что загробная участь человека определяется тем, как он живет в этом мире. Ведь для того, чтобы войти в Царствие Божие, надо исполнять очень немногое – куда меньше, чем требуют человеческие законы и обычаи, которых многие из нас в полной мере и не знают. А слово Божие такое ясное и понятное, и существует одна двуединая заповедь, исполняя которую человек наследует Божие: люби Бога и ближнего своего, как самого себя. В этих двух заповедях – весь закон и пророки, как Господь сказал (Мф. 22, 35–40). В этих заповедях – ключ от вечной жизни с Богом, и чем скорее мы, обремененные многими заботами сей жизни, уразумеем, насколько важна эта заповедь для нашей загробной участи, тем ближе к нам будет радость вечности в общении с Господом.