Седмица 24-я по Пятидесятнице (ев. чтения 25-й седмицы). Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила[169]. Утр. – Мф., 52 зач., XIII, 24–30, 36–43. Лит. – Бесплотных: Евр., 305 зач., II, 2–10. Лк., 51 зач., X, 16–21. На утрене величание: «Величаем вас, Архангели и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа».
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 4:
Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы, недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны, припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы Вы́шних Сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 2:
Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Величание:
Велича́ем вас,/ Арха́нгели, и А́нгели/ и вся Во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.
169 См. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. Т. 1. С. 445.
Осуждение разрушает наш внутренний мир, но самое главное, осуждение есть проявление нашей гордыни, ведь мы, осуждая, поставляем себя выше другого, мы считаем себя достойными того, чтобы судить ближнего. Собственно говоря, гордость – это и есть абсолютное проявление самой природы греха. Ведь с чего все началось? С того, что самый великий из ангелов, ближайший к Богу, противостал Ему, движимый гордыней; и если Бог есть абсолютное Добро, то противостояние Богу – это абсолютное зло. Те, кто критически относится к религии, иногда искушают верующих вопросами: «Откуда же появилось зло, если Бог всех создал добрыми и хорошими? Или Он все-таки заложил зло в саму природу бытия?» В течение истории, особенно в древности, не раз возникали дуалистические философские течения, которые предполагали изначальное наличие добра и зла. Но это глубочайшая ошибка – зло не существовало изначально. Зло возникло, когда тот, кто восхотел быть равным Богу, стал от Него удаляться. Зло – не самостоятельная сущность, оно возникает по мере удаления от добра. Чем дальше дистанция, чем дальше человек отходит от добра, тем больше он погружается в стихию зла. Падший ангел был первым, кто противопоставил себя Богу и отдалился от Него, кто стал сатаной – средоточием и абсолютным проявлением зла.