Седмица 18-я по Пятидесятнице (ев. чтения 19-й седмицы). Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Прп. Савватия Соловецкого (1435). Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (284–305). Прп. Игнатия (963–975). Сщмч. Анфима Иверянина, митр. Валашского (1716) (Румын.). Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия Шишокина пресвитера (1918); сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила Платонова пресвитера (1919); сщмч. Феодора Богоявленского пресвитера (1937). Еф., 227 зач., IV, 25–32. Лк., 16 зач., IV, 37–44 [151].
Тропарь мученика Каллистрата и дружины его, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. приложение 2.13)
Кондак мучеников, глас 4:
Многообра́зныя ра́ны претерпе́вше/ и венцы́ от Бо́га я́ве прии́мше,/ о нас моли́теся, блаже́ннии, Христу́,/ па́мять всепра́зднственную ва́шу соверша́ющих,/ велича́йший Каллистра́те со страда́вшими с тобо́ю,/ е́же умири́ти па́ству и лю́ди:// То́й бо е́сть ве́рных утвержде́ние.
Ин кондак мучеников, глас 4:
Всяк труд днесь Це́рковь ны́не соверша́ющи,/ святи́и восхваля́ет та́инственно,/ я́ко за ню страда́льчествовавшия,/ му́ченицы боже́ственнии,// добропобе́днии, всему́дрии.
Тропарь священномученика Петра, митрополита Крутицкого, глас 2:
Бо́жиим смотре́нием к святи́тельскому служе́нию/ святы́м патриа́рхом Ти́хоном призва́нный,/ ста́ду Христо́ву яви́лся еси́ страж неусы́пный/ и защи́тник небоя́зненный,/ священному́чениче Пе́тре,/ жесто́кая заточе́ния и да́льная изгна́ния,/ страда́ние и смерть от богобо́рцев претерпе́л еси́,/ вене́ц му́ченический прия́в,/ на Небеси́ ны́не ра́дуешися./ Моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да сохрани́т Це́рковь на́шу от нестрое́ний,/ единомы́слие и мир лю́дем Свои́м да́рует// и спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак священномученика Петра, митрополита Крутицкого, глас 4:
Дух ми́рен и кро́ток стяжа́в,/ тве́рдое упова́ние на милосе́рдие Бо́жие име́я,/ блюсти́тель ве́рный Це́ркве Росси́йския/ и испове́дник Христо́в яви́лся еси́,/ священному́чениче Пе́тре,/ при́сный о нас пред Бо́гом предста́телю// и моли́твенниче о душа́х на́ших.
151 Если совершается полиелейная служба сщмч. Петра, митр. Крутицкого, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 36 зач., X, 16–22, а на литургии – чтения дня и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Святитель Тихон Задонский сказал о пороке гнева так: «Страшна внешность гневающегося человека, но что же тогда происходит в его душе!» Действительно, в момент вспышки гнева душа человека тяжело страдает, так что гнев воистину является проявлением ее болезни. Гневливость порождает страшные последствия для духовной жизни человека. Святой Иоанн Лествичник, размышляя на эту тему, говорит: «Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость» (Слово 8, 14). Если человек не борется с пороком гнева, если он не сознаёт всей фатальной опасности своей духовной болезни, то гнев перерастает в злобу. Мы находим удивительные слова в Послании апостола Павла к Ефесянам: Солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу (Еф. 4, 26–27). То есть апостол предупреждает: если и прогневался, не выдержал, проявил эмоции не должным образом, то сделай так, чтобы до заката солнца избавиться от гнева, – освободись от этого груза, примирись с человеком, на которого прогневался. Почему это нужно сделать быстро? – Потому что если гнев удерживать на протяжении долгого времени, то он перерастает в другой, еще более страшный порок – в злобу. А злоба – не просто один из пороков. В русском языке слово «злоба» имеет тот же корень, что и «зло», а зло – это и есть диавол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа греха, и злой человек спастись не может.