Прп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского (1612). Собор Вятских святых. Прп. Таисии (IV). Св. Пелагии девицы (303). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, прмчч. Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, прмц. Татианы Бесфамильной, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима Щелокова, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама Ефимова (конец 1930-х). Иконы Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинской) (1917)[158]. Флп., 239 зач., I, 27 – II, 4. Лк., 32 зач., VII, 31–35.
Тропарь преподобной Пелагии, глас 8:
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся… (см. приложение 2.30)
Кондак преподобной Пелагии, глас 2:
Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши,/ бде́нными моли́твами Творца́ умоли́ла еси́ о дея́ниих твои́х,/ я́ко да прии́меши соверше́нное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, я́ве,// путь покая́ния показа́вши.
158 Празднование внесено в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июня 2021 года.
Единодушие есть Божий дар, но мы можем его обрести только тогда, когда мы готовы принять другого человека в общение с собой, когда мы готовы разделить с другим человеком свои мысли, свою жизнь, когда мы готовы делать добро другим людям. Вот тогда и возникает подлинное единодушие, – потому что не может быть единодушия среди тех, чья деятельность направлена на зло. Никакого общего духа – ибо дух есть от Бога – не может быть среди людей, совершающих зло. Может быть, именно от непонимания этого и проистекают многие наши беды – и в прошлом, и в наше время? Когда мы напрягаем силы, чтобы объединить людей для свершения какого-то дела, а единодушия нет? Единодушие там, где Бог, там, где вера, там, где подлинное объединение людей исключительно для достижения блага, – потому что для достижения иных целей единодушие по природе своей невозможно.