Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I). Прп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. Лонгина Яренгского (1544–1545). Обре́тение мощей свт. Иоанна, митр. Тобольского (1914). Прп. Галла (ок. 650). Св. Георгия Троицкого исп., пресвитера (1931); сщмч. Евгения Елховского пресвитера (1937); сщмч. Алексия Никонова пресвитера (1938); сщмч. Иоанна Заседателева пресвитера (1942). Мч.: 2_Тим., 292 зач., II, 1–10. Мф., 113 зач., XXVII, 33–54. Ряд.: 2_Кор., 168 зач., I, 8–11. Лк., 22 зач., VI, 1–10.
Тропарь мученика Лонгина сотника, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Ло́нгин… (см. приложение 2.9)
Кондак мученика Лонгина сотника, глас 4:
Ве́село возра́довася Це́рковь/ в па́мяти днесь приснопа́мятнаго/ страда́льца Ло́нгина,/ взыва́ющи: Ты моя́ держа́ва, Христе́,// и утвержде́ние.
Казалось бы, чудо исцеления Спасителем человека, у которого правая рука была сухая, должно было пробудить доверие и уважение к Учителю из Галилеи, интерес к Его проповеди. Но реакция фарисеев свидетельствовала о другом: они обвиняют Господа в том, что Он совершил исцеление в субботу, то есть в день, когда по закону Моисея человек не должен работать. Формальное отношение к закону, утверждавшееся фарисеями, входит в противоречие и конфликт с милостью, составлявшей в значительной мере суть закона, о чем говорил и что подтверждал Своими добрыми деяниями Спаситель. Это мнимое нарушение закона задело фарисеев и книжников, ибо Господь прикоснулся к болезненному нерву их религиозной жизни.