Православный календарь на 21 сентября 2022 года

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Прпп. Иоанна (1957) и Георгия, в схиме Иоанна (1962), исповедников (Груз.). Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исаковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696). Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, преславное рождество Божия Матере». На литургии вместо «Достойно» – «Величай, душе́ моя… Чужде ма́терем девство…» (до отдания).

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак праздника, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Величание:

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим святы́х Твои́х роди́телей,/ и всесла́вное сла́вим// рождество́ Твое́.

Задостойник, глас 8:

Велича́й, душе́ моя́,// пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере. Чу́жде ма́терем де́вство,/ и стра́нно де́вам деторожде́ние:/ на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася./ Тем Тя, вся племена́ земна́я,// непреста́нно велича́ем.

Изменились до неузнаваемости времена, мы живем в совершенно иную эпоху, но смыслы, заложенные в событии Рождества Пресвятой Богородицы, не имеют никаких временных границ, они касаются и нас. И вы должны ясно уразуметь, что всякий рождаемый ребенок, каждая новая жизнь должна быть в самом возвышенном смысле этого слова посвящена Богу. Это не значит, что каждый человек должен становиться священнослужителем, монахом или монахиней, – это совсем не так. Посвящение Богу означает согласие родителей с тем, чтобы ребенок стал счастливым, чтобы никакие жизненные испытания, никакие соблазны, никакие жизненные трагедии не сокрушили его духа, потому что только человек, сильный духом, и может быть счастливым. Кто из нас не проходил через жизненные испытания? Люди в возрасте могут перечислить множество событий в своей жизни, от которых буквально зависело их будущее; молодые еще не имеют такого опыта, но и они через него пройдут. Другими словами, чтобы преодолеть реальные трудности жизни, сохранить самих себя, нужно обладать силой духа, которую древние обретали в Иерусалимском храме и которую нынешние люди обретают в храме Божием.

Богослужебные указания


Февраль 2014