Суббота по Богоявлении. Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Прп. Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца (1902). Прор. Самея (X в. до Р. Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX). Прп. Пахомия Кенского (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении). Сщмч. Павла Никольского пресвитера (1943). Утр. – Лк., 24 зач., VI, 17–23 [2]. Лит. – Субботы по Богоявлении: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Мф., 7 зач., IV, 1–11. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17–21. Ин., 36 зач., X, 9–16.
Тропарь святителя Филиппа, глас 8:
Первопресто́льников прее́мниче,/ сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче,/ но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе,/ положи́вый ду́шу за па́ству твою́,/ те́мже, я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́, моли́ за град же и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.
Кондак святителя Филиппа, глас 3:
Правосла́вия наста́вника и и́стины провозве́стника,/ златоу́стаго ревни́теля,/ Росси́йскаго свети́льника, Фили́ппа прему́драго восхва́лим,/ пи́щею слове́с свои́х разу́мно ча́да своя́ пита́юща,/ той бо язы́ком хвале́ние поя́ше,/ устна́ма же пе́ние веща́ше,// я́ко таи́нник Бо́жия благода́ти.
Тропарь мученика Полиевкта, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Полие́вкт… (см. приложение 2.9)
Кондак мученика Полиевкта, глас 4:
Спа́су прикло́ншу во Иорда́не главу́,/ сокруши́шася змие́в главы́.// Полие́вктова же глава́ отсе́кшаяся льсти́ваго посрами́.
2 Чтения свт. Филиппа (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
Мы часто ищем выход из трудных жизненных ситуаций, касающихся работы, семьи, здоровья. Мы понимаем, что мы не выдержим, если не найдем выхода, что нам нужно сменить что-то в своей жизни, – и не только, как некоторые говорят, обстановку в комнате или место жительства. Нам иногда надо менять очень многое, потому что дальше мы так жить не можем. И опять перед нами разные двери… Мы можем выйти из нашей жизненной ситуации к свету, к счастью, а можем за свет и счастье принять новое испытание и новую скорбь, новое разочарование. Как иногда рушатся наши семьи, когда вдруг нам кажется, что больше так жить невозможно, что нужно найти выход. И вот опять эти две двери, и нам кажется, что вот за той – новая жизнь, молодая жена или молодой супруг, обновление всех сил, молодость на склоне лет. Человек распахивает эту дверь, устремляется в нее и, будучи уверен, что он обретет счастье, обретает новую муку в страданиях, в горе и несчастье. И опять ошибся дверью – не тот выход! Выход, как и вход, должен быть со Христом: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10, 9). Никакой пажити нет за дверью, которая не связана со Христом. Там блеск и мишура жизни, там ложные ценности, там ложные огоньки, придя на которые мы легко можем обжечь все свое существо. Дверь, которая есть Христос, система ценностей, которую Он принес в мир, и должна быть путеводной звездой. Только дверь, открываемая Христом, ведет к полноте жизни.