Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 6-й. Предпразднство Богоявления. Свт. Сильве́стра, папы Римского (335). Прав. Иулиани́и Лазаревской, Муромской (1604). Преставление (1833), второе обре́тение мощей (1991) прп. Серафима Саровского, чудотворца. Прп. Сильве́стра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Феоге́на, еп. Парийского (ок. 320). Мч. Василия Петрова (1942). Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19–31. Лит. – Недели пред Богоявлением: 2 Тим., 298 зач., IV, 5–8. Мк., 1 зач., I, 1–8. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23. С этого дня по 5 января – предпразднство Богоявления. Октоих в седмичные дни не поется до отдания Богоявления.
Тропарь воскресный, глас 6: А́нгельския Си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ де́ву, да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́. Кондак воскресный, глас 6: Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий/ Жизнода́вец воскреси́в всех Христо́с Бог,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ есть бо всех Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бог всех. Тропарь предпразднства, глас 4: Гото́вися, Завуло́не,/ и красу́йся, Неффали́ме,/ Иорда́не реко́, ста́ни,/ подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку./ Весели́ся, Ада́ме с прама́терию,/ не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде,/ и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся,/ да облече́т в пе́рвую оде́жду:// Христо́с яви́ся, всю тварь хотя обнови́ти. Кондак предпразднства, глас 4: Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго. Тропарь преподобного Серафима, глас 4: От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и, Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш. Кондак преподобного Серафима, глас 2: Ми́ра красоту́ и я́же в нем тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́/ и, та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.
Мир счастья, мир полноты жизни, которым жил преподобный Серафим Саровский (а он действительно стяжал дары Святого Духа), – это и есть особый Божий мир, Царствие Божие, которое внутри нас (см.: Лк. 17, 21), которое существует уже в этой земной жизни. И ничего даже ждать не надо, потому что смерть ничего нового не откроет человеку, живущему этими дарами, она просто введет его в то Царство, где все живут этим законом. Мы должны помнить, что человечество либо будет жить плодами духа, ограничивая свою плоть, либо вообще не сможет существовать. Нет серого пути, нет пути в крапинку и в полоску, где пересекалось бы черное с белым: свет и тьма несовместимы. И в качестве человеческого идеала может быть только идеал света. И хотя реализуется он «и в полоску, и в крапинку», а иногда на две трети или даже на три четверти затмевается грехами человеческими, но, если этот идеал сохраняется и ему подчиняется и государственная, и общественная, и семейная, и личная жизнь, тогда у человечества есть надежда на спасение. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим. Даже один человек может спасти тысячи! Но сколько же тысяч и тысяч могут спасти люди, объединившиеся вокруг Божественного идеала жизни!