Великая Суббота. Прп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиа́на и Еде́сия (306). Мч. Поликарпа (IV). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ап. составной: 1 Кор., 133 зач., V, 6–8; Гал., 206 зач., III, 13–14. Мф., 114 зач., XXVII, 62–66. Лит. – Рим., 91 зач., VI, 3–11. Мф., 115 зач., XXVIII, 1–20. На утрене – «Бог Господь», похвалы со стихами 17-й кафизмы, на три статии́. По кафизме – «Ангельский собор» (совершается каждение всего храма). По 9-й песни канона и малой ектении – «Свят Господь Бог наш» и сразу хвалитные псалмы (со слов «Всякое дыхание…») и стихиры на хвалитех. После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального «Святый Боже…». Затем «Премудрость, про́сти», тропарь «Благообразный Иосиф…». Тропарь пророчества. Прокимен, паримия, прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие (читаются перед Святой Плащаницей). После Евангелия – ектении: полная сугубая «Рцем вси…» и просительная (с молитвой главопреклонения). Отпуст утрени: «Иже нас ради человеков…». 1-й час. На изобразительных Блаженны читаются. Литургия св. Василия Великого начинается вечерней. Вход с Евангелием. Прокимна нет, но сразу начинается чтение 15 паримий с пением припевов. Затем малая ектения, возглас «Яко Свят еси…» и далее – литургия. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крести́стеся…». После Апостола вместо «Аллилуиа» поется «Воскресни́, Боже…». Священнослужители в это время переоблачаются в светлые облачения. Вместо Херувимской песни – «Да молчит всякая плоть человеча…». Задостойник «Не рыдай Мене, Мати…». Отпуст литургии: «Христос, Истинный Бог наш…». По отпусте поются тропари «Благообразный Иосиф…», «Слава» – «Егда снизшел еси…», «И ныне» – «Мироносицам жена́м…» (гласовым распевом); молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее. Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (см. в «Богослужебных указаниях»)*.
* Данное указание включено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 мая 2017 года.
Тропари Великой Субботы, глас 2: Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в и воня́ми,// во гро́бе но́ве покры́в положи́. Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь. Кондак Великой Субботы, глас 6: Бе́здну заключи́вый мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный,/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущия го́рько и вопию́щия:/ сия́ суббо́та есть преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен. Вместо Херувимской песни поем тропарь, глас 8: Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо ца́рствующих и Господь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же Сему́ ли́цы а́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми, и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще, и вопию́ще песнь: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия. Задостойник, глас 6: Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся и вознесу́ со сла́вою, непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.
Люди, которые прошли через заключение в тюрьмах и лагерях, знают, что момент, когда заключенному говорят «свободен», никогда не истирается из памяти. Это сильнейший момент жизни, когда человек, еще вчера находившийся в камере, выходит на улицу; а после долгого срока заключения он даже не понимает, что с ним произошло, не осознает, что свободен… Господь, снизойдя во ад, всех нас освободил от рабства диаволу. Потому что, вне зависимости от того, как человек жил в Ветхом Завете, даже праведник и святой не мог войти в Царствие Небесное, отягощенный первородным грехом. Но Господь через Свои страдания, Крестную смерть и Воскресение освободил всех, кто томился, будучи праведником, в объятиях ада, и для всех нас Господь открыл двери рая, двери вечной жизни. И это не просто красивые слова – это реальность, с которой каждый из нас соприкоснется, как только перестанет биться его сердце. Есть только одно условие: мы должны ответить на милость Божию, на Его нисхождение во ад, на Его искупление наших грехов – своим стремлением жить праведно настолько, насколько это в наших силах, творить добро, никого не осуждать, никому не завидовать, жить с легким сердцем, воспринимая мир Божий как явление Его благодати, радуясь каждому наступившему дню. Нужно сбросить с себя некие оковы ада, когда мы, искупленные Крестной жертвой Спасителя, еще страдаем от предрассудков, фобий, угнетенного состояния души, от подозрительности, мнительности, всего того, что возникает чаще в нашем сознании, а не в реальности, и так угнетает нас, омрачая жизнь. Сталкиваясь с несправедливостью, обидами, болезнями, мы, искупленные Кровью Спасителя, мы, перед которыми открыта дорога в вечную жизнь, должны на все эти скорби взглянуть с иной точки зрения. Нужно подняться над этими скорбями, посмотреть на них как бы сверху и задать себе вопрос: «А это действительно скорбь или нечто в моем сознании, что мне мешает, но на самом деле скорбью не является?» Если же Господь действительно посещает нас скорбью, болезнью, особенно тяжелой, то мы должны помнить, что все мы являемся наследниками рая, что для всех нас открыта дорога в вечность, дорога к Богу. Даже в самые тяжелые минуты мы не должны терять веры, силы духа и надежды на милость Божию, и тогда жизненные обстоятельства станут для нас не такими уж тяжелыми. Другими словами, Воскресение Христово не только открывает для нас врата вечности, но и помогает нам радостно, мирно идти тем жизненным путем, который нам уготован.