Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление прп. Сергия, игумена Ра́донежского, чудотворца (1392). Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Прп. Досифеи затворницы, Киевской (1776). Прмч. Пафнутия еги́птянина и с ним 546-ти мучеников (III). Собор святых, в земле Испанской и Португальской просиявших (переходящее празднование в воскресенье перед 29 сентября). Св. Николая Розова исп., пресвитера (1941). Обре́тение мощей сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985). Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – 2 Кор., 188 зач., IX, 6–11. Лк., 17 зач., V, 1–11. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Тропарь воскресный, глас 1: Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жизнь./ Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче:/ сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче. Кондак воскресный, глас 1: Воскре́сл еси́ я́ко Бог из гро́ба во сла́ве,/ и мир совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя, и смерть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Ева ны́не от уз избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты еси́, Иже всем подая́, Христе́, воскресе́ние. Тропарь преподобного Сергия, глас 4: И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м,/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́;/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, мудрe,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Се́ргие, преподо́бне о́тче наш. Кондак преподобного Сергия, глас 8: Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне,/ и Tому́ невозвра́тным жела́нием после́довав,/ вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́/ и, я́ко со́лнце, Оте́честву твоему́ возсия́л еси́;/ тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя./ Помина́й нас, чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие богому́дре. Ин кондак преподобного Сергия, глас 8: Я́ко безпло́тным равножи́тель,/ всех преподо́бных превзоше́л еси́/ по́стническими труды́ и бде́нии моли́твенными, му́дре Се́ргие,/ тем восприя́л еси́ от Бо́га исцели́ти неду́ги и прогони́ти бе́сы,/ и того́ ра́ди вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преподо́бне Се́ргие.
Преподобный Сергий был обычным человеком, но, прибегая к особым духовным средствам, живя в уединении, он не только обрел полный покой и радость душевную, но и сподобился стать великим светильником земли нашей – настолько, что молва о деяниях Преподобного распространилась по всей Русской земле. И мы знаем, что князь Димитрий Донской, отправляясь на судьбоносное сражение с завоевателями, пришел именно к преподобному Сергию, чтобы получить у него благословение. И Преподобный благословил его и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, дабы они вступили в воинскую рать и приняли участие в сражении, которое имело судьбоносное значение и для страны, и для народа, и для Церкви Русской. Мы вспоминаем преподобного Сергия как человека, обретшего огромную духовную силу, силу чудотворения, силу убеждения, силу большого влияния и на князей, и на воинов, и на простых людей. И мы вспоминаем его именно потому, что силу свою Преподобный обрел не какими-то особыми упражнениями, не какими-то особыми интеллектуальными занятиями, а через молитву, воздержание и духовный подвиг. А поскольку человеческая природа с тех пор не изменилась, не означает ли это, что пример Преподобного может быть спасительным и для нас – когда мы проходим через стрессы и сложные жизненные обстоятельства, когда теряем присутствие духа.