Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Сщмч. Зино́вия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зинови́и (285). Апп. от 70-ти Те́ртия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтро́пии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милю́тина, короля Сербского (1320), брата его Драгу́тина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.). Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998). Озерянской иконы Божией Матери (XVI). Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20. Лит. – Еф., 220 зач., II, 4–10. Лк., 38 зач., VIII, 26–39.
Тропарь воскресный, глас 6: А́нгельския Си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ де́ву, да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́. Кондак воскресный, глас 6: Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий/ Жизнода́вец воскреси́в всех Христо́с Бог,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ есть бо всех Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бог всех. Тропарь священномученика Зиновия и мученицы Зиновии, глас 4: Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша. Кондак священномученика Зиновия и мученицы Зиновии, глас 8: И́стины свиде́тели и благоче́стия пропове́дники,/ дво́ицу досто́йно почти́м в богодухнове́нных пе́снех,/ Зино́вия вку́пе с му́дрою Зинови́ею, ку́пно жи́вшия и отше́дшия// и муче́нием прии́мшия вене́ц нетле́нный.
В пустынное место, именуемое Гадаринской землей, Господь прибыл для того, чтобы вместе с учениками побыть в уединении. Но в той местности пребывал некий бесноватый, который наводил страх и ужас на всю Гадаринскую землю. Этот человек обладал огромной физической силой, так что его невозможно было сковать никакими цепями. Он наводил ужас на людей, а сам не мог жить среди них, не мог жить дома, не мог жить среди родных, которые у него, очевидно, были. Поэтому он жил во гробах, то есть пещерах, в которых хоронили покойников, – вот каким было жилище этого страшного Гадаринского бесноватого. И когда Господь встретился с ним, то не он сам, но его языком, его устами заговорил бес: «Умоляю Тебя, не мучь меня!» Бес стал просить Спасителя, чтобы Он не мучил его. Эта просьба диавола свидетельствует о том, что он слабее Бога. А применительно ко всей нашей жизни это означает, что зло слабее добра. Зло очень страшно – разве не страшным был бесноватый? Он выглядел более сильным, чем прочие люди, он наводил на них страх, но он был слабее всех тех, кто жил и живет по вере, кто жил и живет с Богом. И свидетельство этой слабости – в диалоге между диаволом и Богом, Господом и Спасителем нашим: «Умоляю Тебя, не мучь меня!» Это признание слабости, зависимости, неспособности противостоять Богу и тем более победить Его.