Православный календарь на 8 апреля 2023 года

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирми́йского (Сремского) (304). Мчч. Вафу́сия и Верка пресвитеров, Арпи́лы монаха, мирян: Ави́ва, А́гна, Ре́аса, Ига́фракса, Иско́я, Силы, Си́гица, Сонири́ла, Суи́мвла, Фе́рма, Фи́лла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико́, Мами́ки, Уирко́, Анимаи́сы (Анимаи́ды), Гаа́фы, царицы Готфской, и Дукли́ды (ок. 375). Прп. Ма́лха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28XIII, 8. Ин., 39 зач., XI, 1–45. На трапезе разрешается вкушение рыбной икры. Служба только по Триоди. На утрене после 17-й кафизмы – «Ангельский собор» (совершается каждение всего храма), малая ектения, седален Триоди дважды. «Воскресение Христово видевше». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Славословие великое. С этого дня «Честнейшую» не поется до понедельника Фоминой седмицы. На литургии по входе: «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся…». Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона «Чистую славно почтим…». Отпуст утрени и литургии: «Христос, Истинный Бог наш…» – с упоминанием имени св. прав. Лазаря. С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых.

Тропарь Лазаревой субботы, глас 1: О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне. Кондак Лазаревой субботы, глас 2: Всех ра́дость Христо́с,/ И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра воскресе́ние,/ су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию/ и бысть о́браз воскресе́ния,// всем подая́ Боже́ственное оставле́ние. Может петься задостойник, глас 8: Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, о́гнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, пе́сньми велича́ем.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже» – вот какими словами мы прославляем сегодняшний день. Мы связываем чудо воскрешения Лазаря с общим воскресением всех умерших. И когда люди рационально мыслящие, не принимая факта всеобщего воскресения, задаются вопросом, как же может Господь телесно воскресить умерших, когда от них даже праха не осталось, – то ответ простой: а какая разница между подвергшимся тлению человеческим естеством, которое уже четыре дня как переступило границу жизни и смерти, и теми, для кого переход этой границы произошел более продолжительное время назад? Действительно, воскрешение Лазаря есть великий акт, свидетельствующий о силе Божией, способной воскресить весь человеческий род. Именно так: весь человеческий род будет изведен из гроба во времена Второго Пришествия Господа и Спасителя на Страшный Его Суд.  Воскрешение Лазаря имеет огромное историческое значение, когда мы, оборачиваясь вспять, всматриваемся в это дивное свершение Господа нашего Иисуса Христа. Но сегодняшний день имеет также эсхатологическое значение – он показывает нам, что произойдет с каждым из нас, что произойдет с родом человеческим по Втором Пришествии Господа и Спасителя, когда Господь явится во славе, чтобы судить живых и мертвых. Мы все воскреснем телесно, и те, кто будет достоин, выйдут в сретение Господа и Спасителя. 

Богослужебные указания


Февраль 2014