Прп. Ефрема Сирина (373–379). Прп. Феодосия То́темского (1568). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневи́йского (VII). Св. Феодора Богоявленского исп., пресвитера (1933); сщмчч. Игнатия, еп. Скопи́нского, Владимира Пищулина пресвитера и прмч. Варфоломея Ратных, мц. Ольги Евдокимовой (1938); прп. Леонтия Стасевича исп. (1972). Суморинской-То́темской иконы Божией Матери. 1 Ин., 70 зач., II, 7–17. Мк., 63 зач., XIV, 3–9. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Тропарь преподобного Ефрема, глас 8: Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоно́сил еси,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим. Кондак преподобного Ефрема, глас 2: Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.
В Божественной заповеди, повелевающей нам быть кроткими и смиренными сердцем, есть нечто очень важное для всего человеческого общежития (см.: Мф. 11, 29). Кротость есть также осознание ценности других людей. Человек, поставляющий себя в центр бытия, не может быть кротким, а значит, он не принимает других людей, он считает их ниже, слабее себя. И на этом мироощущении основываются все беды, которые сотрясают человеческое общество. Кротость есть признание того, что все люди – дети Божии, что у каждого свой талант, своя красота, свой духовный мир. Кроткий человек не топчет мир своего ближнего ногами, но бережно относится к нему, а значит, вокруг кроткого всегда собираются люди. Когда кроткий человек созидает семью, он наполняет ее духовной силой, любовью, взаимным уважением. Кроткий, смиренный сердцем человек видит ценность других людей и, даже находясь во власти, помогает другим проявлять свои таланты, не боясь конкуренции, а предавая себя в руки Божии и уважая силу другого человека.