Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). День Святого Духа Прп. Михаила исп., еп. Сина́дского (821). Обре́тение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX). Обре́тение мощей мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа). Еф., 229 зач., V, 8–19. Мф., 75 зач., XVIII, 10–20. Служба только по Триоди. На утрене с великим славословием «Честнейшую» не поем. На литургии входный стих, что и в праздник. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (в остальные дни попразднства прокимен праздника, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их…»). Вместо «Достойно» – «Радуйся, Царице…» (до отдания). Отпу́ст вечерни, утрени и литургии во все дни до отдания: «И́же в виде́нии о́гненных язы́к…». В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.
Тропарь Пятидесятницы, глас 8: Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́. Кондак Пятидесятницы, глас 8: Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха. Молитва Святому Духу (стихира, глас 6): Царю́ Небе́сный,/ Уте́шителю, Ду́ше и́стины,/ И́же везде́ сый/ и вся исполня́яй,/ Сокро́вище благи́х/ и жи́зни Пода́телю,/ прииди́ и всели́ся в ны,/ и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,// и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Постигая нерушимость, любовь, единство Святой Троицы, мы обращаем призыв ко всем нашим соотечественникам преодолевать рознь мира сего. Это непросто, потому что рознь происходит от завышенного, гипертрофированного понимания своей личности, неготовности разделять с другими свою жизнь, свои мысли, свои ресурсы. Это все приводит к некой атомизации общества, когда ткань общественных отношений разрушается или же когда на эту ткань налагается страшная печать разделений, конфронтации и борьбы. Для того чтобы мы все могли жить в мире, нужно уметь научиться отдавать себя другим. Нужно научиться хранить то, что свято для народа, что является фундаментом его единства и благополучия. Мы должны хранить наши нравственные заветы, которые пришли к нам от Самого Бога и вошли в историческую культуру нашего народа. Мы должны хранить веру нашу. Мы должны быть жертвенными, способными разделять жизнь с другими. И тогда по образу Святой Троицы рознь мира сего будет уничтожена.