Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской (перенесение мощей 1650, второе прославление 1909). Прп. Арсения Коне́вского (1447). Прп. Онуфрия Ма́льского, Псковского (1492). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоми́нских, Соловецких (1561). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV–XVI). Прп. Стефана Озе́рского, Коме́льского (1542). Прпп. Иоанна, Андрея, Иракле́мона и Феофила (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30. Устав соединения воскресной службы со службами святых или праздников изложен в 3, 4 и 5-й главах Типикона.
Тропарь воскресный, глас 2: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́;/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Кондак воскресный, глас 2: Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Aда́м свесели́тся,// и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно. Тропарь преподобных Онуфрия и Петра, глас 4: Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш. Кондак преподобного Онуфрия, глас 3: Сия́нием Ду́ха Пресвята́го,/ богому́дре, просве́щся,/ оста́вил еси́ я́же в житии́ молвы́,/ пусты́ню же дости́гл еси́, преподо́бне о́тче,/ возвесели́л еси́ И́же над все́ми Бо́га и Зижди́теля,/ се́го ра́ди прославля́ет тя Христо́с, блаже́нне,// великий Дарода́тель. Кондак преподобного Петра, глас 2: Удали́в себе́ челове́ческаго сожи́тельства,/ в пеще́рах ка́менных и разсе́линах пожи́л еси́,/ жела́нием Боже́ственным и любо́вию, Пе́тре, Го́спода твоего́,/ от Него́же вене́ц прия́л еси́.// Моли́ непреста́нно спасти́ся нам.
В Послании апостола Павла к Галатам (см.: Гал. 5, 22–6, 2), которое читается в дни памяти преподобных, говорится: Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22–23). На таковых, то есть на тех, кто стяжал плоды духа. Что означают эти слова? Апостол Павел обращался к христианам, многие из которых еще жили под сенью ветхозаветного закона и связывали свое спасение с исполнением норм этого закона. Но апостол говорит, что на того, кто имеет плод духа, не распространяются нормы закона. Может быть, его слова имели узкое, исторически ограниченное значение и их можно отнести только к иудеям того времени? Если так, то эти слова не были бы известны всему миру. Слова апостола обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону духа. Это значит, что нормы человеческого закона на таких людей не действуют, не имеют над ними власти. Любой правовед и юрист скажет: помилуйте, но как же так? Закон над всеми. А вот над ними нет этого закона. Почему? Потому что жизнь в соответствии с дарами Духа превышает любую норму человеческого закона. Может быть, сказанное относится только к нашей земной жизни? Опять-таки если так, то не знал бы весь мир этих слов. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной: на таковых нет закона – над таковыми не будет и Суда, Божьего Суда. И мы вспоминаем другое место из Священного Писания, где сказано, что над таковыми нет Суда, но они прейдут от смерти в жизнь и не будут судимы (см.: Ин. 5, 24).