Сщмчч. Патри́кия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Мена́ндра и Полие́на (ок. 100). Прп. Корнилия Коме́льского, чудотворца (1537). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомско́го (1609). Мч. Калу́фа Еги́птянина (284–303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (790). Прп. Давида Гареджийского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении). Сщмч. Матфи́я Вознесенского пресвитера (1919); сщмч. Виктора Каракулина пресвитера (1937); сщмчч. Онуфрия, архиеп. Курского, Антония, еп. Белгородского, Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Ипполита Красновского, Николая Садовского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева, Павла Попова, Георгия Богоявленского пресвитеров и мч. Михаила Вознесенского (1938); прмч. Валентина Лукьянова (1940). Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Деян., 48 зач., XXV, 13–19. Ин., 55 зач., XVI, 23–33. Блгв. кн. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23*. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. На этот день с субботы, 21 мая, переносится служба в честь Владимирской иконы Божией Матери и может быть перенесена служба равноапп. Константина и Елены** (см. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).
* Чтения благоверного вел. кн. Димитрия Донского читаются, если ему совершается служба. ** Если служба в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается вместе со службой равноапостольных Константина и Елены, то на литургии – чтения дня, равноапостольных (под зачало): Деян., 49 зач., XXVI, 1–5, 12–20. Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9, и Богородицы. При этом чтения благоверного вел. кн. Димитрия Донского не читаются.
Тропарь Вознесения, глас 4: Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра. Кондак Вознесения, глас 6: ́Еже о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4: Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную, восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8: Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная. Тропарь благоверного князя Димитрия, глас 3: Вели́ка обре́те в беда́х тя побо́рника земля́ Ру́сская,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже на Дону́ Мама́еву низложи́л еси́ горды́ню,/ на по́двиг сей прия́в благослове́ние преподо́бнаго Се́ргия,/ та́ко, кня́же Дими́трие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость. Кондак благоверного князя Димитрия, глас 2: По́двиги твои́ми, свя́те Дими́трие,/ страну́ на́шу Бог сохрани́,/ да́вый тебе́ си́лу непобеди́мую./ И ны́не, предста́телю кре́пкий,/ соблюда́й моли́твами святы́ми/ град твой Москву́ невреди́м// от всех наве́т вра́жиих. Тропарь равноапостольных Константина и Елены, глас 8: Креста́ Твоего́ о́браз на Небеси́ ви́дев/ и, я́коже Па́вел, зва́ние не от челове́к прие́м,/ в царе́х апо́стол Твой, Го́споди,/ Ца́рствующий град в руце́ Твое́й положи́,/ его́же спаса́й всегда́ в ми́ре моли́твами Богоро́дицы,// Еди́не Человеколю́бче. Кондак равноапостольных Константина и Елены, глас 3: Константи́н днесь с ма́терию Еле́ною/ Крест явля́ют, всечестно́е Дре́во,/ всех у́бо иуде́ев посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных люде́й:/ нас бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное.
Как преодолеть похоть плоти (см.: 1 Ин. 2, 16 )? Спросим себя: «А что мне действительно необходимо для жизни?» И окажется, что человеку на самом деле нужно очень немногое. Конечно, мы должны стараться вести правильный, здоровый образ жизни, и если у человека нет средств на нормальное питание, на разумный отдых, если у него нет времени и сил на поддержание оптимального духовного и культурного уровня своего бытия, то это очень плохо. Тогда нужно задуматься о том, что следует изменить в своей жизни, чтобы средств и времени хватало и на удовлетворение насущных жизненных потребностей, то есть поддержание достойного уровня своего существования, и на оказание помощи другим людям. Однако, к сожалению, когда эти средства приходят, особенно если они исчисляются большими суммами, человек чаще всего теряет контроль над собой, теряет способность ясно представлять себе, что ему реально необходимо, и вступает на путь постоянного завышения планки своего потребления. И чем больше появляется у человека средств, тем больше он начинает потреблять, приобретая часто совершенно не нужные ему вещи и совершенно не заботясь о действительно необходимом и жизненно важном для него – о едином на потребу (см.: Лк. 10, 42).